Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <Косинская средняя общеобразовательная школа) (МБОУ <Косинская СОШ)) принято ккосинская Сош> Караваева Н.Н. .2022 J& 247-од педагогическим советом МБоУ <Косинская СоШ) (протокол от 30.08.2022 J\Ъ l0) положение о библиотеке 1. инская СоШ> Общие положения 1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность библиотеки МБОУ <<Косинская СОШ> (далее - образователъная организация). 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Российской законом от 29.12.201'2 Ns 27З-ФЗ (Об образовании Федерации)), прик€вом Минкультуры России от 08.10.2012 J\Ъ 1077 (Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фондa> с учетом письма Минобразования России от 2З.0З.2004 JЪ 14-51-70llЗ (О Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения). в 1.З. Библиотека создана в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами. 1.4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются настоящим положением о библиотеке и правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем образовательной организации. 1.5. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. 2. Щели, задачи, функции библиотеки 2.1. Щели библиотеки соответствуют целям образовательной организации и включают в себя в том числе: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессионапьных образовательных про|рамм, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 2.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются: . обеспечение участников образовательного процесса доступом к . . информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации; привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной, художественной, научно-популярной литературы; содействие развитию познавательных интересов и способностей обучающихся; обучение основам библиотечно-библиографической грамотности; сод€йствие педагогическим работникам в подборе научнометодической литературы, информирование новых поступлениях в библиотечный фо"д; совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 2.3. Библиотека выполняет следующие функции: 2.З.|. Формирует библиотечно-информационных ресурсов фо"д образовательной организации : о Комплектует основной фо"д учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами; о }чsств}ет в комплектовании специ€Lпизированного фонда учебниками из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных . программ начЕLпьного общего, основного общего, среднего общего образования, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ; аккумулирует фоrд документов, создаваемых в образовательной организации (публикаций и работ педагогов образовательной организации, лучших научных работ и рефератов учащихся и др.); . осуществляет размещение, организацию и документов; . организует и сохранность ведет справочно-библиографический аппарат: (алфавитный, кат€Lпоги систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю образовательной организации. 2.З.2. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся : о пре.щоставляет информационные ресурсы на различных носителях; о орг?низует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; о окозыв?ет информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности обучаюпд ихая; . организует Массовые Мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности; . содействует педагогическим работникам в организации образовательного процесса и досуга обучающихся. 2.З.З. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: о выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием обучающихся; . содействует профессиональной компетенции педагогов, повышению кв€Lпификации, проведению аттестации; . осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикачий); проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами. 2.З.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (законнЙх представителей) обучающихся: о }.щовлетворяет запросы пользователей поступлениях в библиотеку; и информирует о новых . консультирует по вопросам организации семейного . чтения, информацией знакомит с по воспитанию детей; консультирует по вопросам учебных изданий для обучаюrцихся. 3. Организация деятельности библиотеки З.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель образовательной организации. 3.2. Непосредственное руководство библиотекой осуществляет педагогбиблиотекарь, который назначается руководителем образовательной организации. З.З. Педагог-библиотекарь несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию и результаты деятQльности библиотеки. З.4. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю образовательной организации на утверждение следующие документы: о положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; о ПЛ8НоВо-оТчеТнУЮ ДокУМенТациЮ. 3.5.В состав библиотеки входит: . абонемент; о чит€UIьный зал; о отдел учебников; о отдел информационно-библиографической работы; о место для работы с мультимедийными и с тевыми документами; о МеДИ8Т€Ко. З.6. Библиотечно-информационное соответствии с планами работы образовательной организации. З.7. Режим работы обслуживание осуществляется в библиотеки и режимом работы библиотеки определяется руководителем образовательноЙ организации с учетом режима работы образовательной организации. Один раз в месяц предусматривается санитарный день, в который обслуживание пользователей не производится. 4. Учет посryпле ния и выбытия документов библиотечного фонда 4.1. Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции: сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт), включающим список поступивших документов; составление первичного учетного документа для поступлений без сопроводительной докуме нт аI\ии; регистрация поступивших документов в регистрах суммарного, группового и индивиду€Lпьного учета (ГОСТ 7.0.9З-20|5 <Библиотечный фо"д. Технология формирования>). 4.2. Пр" пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать требования Федерального закона от 25.07.2002 Jф l14-ФЗ (О противодействии экстремистской деятельности)). Щокументы, включенные в перечень экстремистских матери€Lпов, приобретать запрещено, при выявлении их в фонде - изымать из доступа. 4.3. Учет и обработка документов библиотечного фонда. 4.З.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется индивиду€Lпьным способом. Сведения о поступивших печатных документах вносятся в <Книгу суммарного учета документов основного фондa>. Поступившим присваивают индивидуальный документам регистрационный номер (инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера, системный номер для электронных документов) и шифр хранения. Регистрационные ИНДИВИДУ€LПЬНОГО номера и шифры отмечают в регистрах учета документов инвентарной книге, картотеке регистрации газет, журн€tлов, Все экземпляры учетной базе данных. принятых изданий штемпелюются. IIIтемпель наименованием образовательной организации прямоугольной формы, размером не больше чем 1,5*4 см. должен с быть странице под текстом в левом нижнем углу и на обороте каждого ПРиЛожения. На брошюрах и журналах штемпель ставится только на обложке илина первой странице текста. Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном катаJIоге, в электронной базе данных библиотеки. 4.З.2. Учет и обработка специ€tлизированного фоrд учитывается и фонда. Специализированный хранится отдельно от основного библиотечного фонда. Учет документов специ€Lлизированного фонда, как многоэкземплярной литературы, осуществляется групповым способом и отражается в <Книге суммарного учета учебного фондо и в картотеке регистрационных карточек. На каждое наименование документов специ€tпизированного фонда заводится отдельная учетная карточка. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников расставляются в учетную картотеку по классам, а внутри классов - по алфавиту фамилий авторов или заглавий. Щля контроля за сохранностью учетных карточек они регистрируются в <Журнале регистр ации учетных карточек учебников>. техническая операции: обработка документов предусматривает следующие о прост€lвление на каждом документе штемпеля библиотеки соответствии с пунктом 4.3.1 настоящего положения. в Учет специ€tпизированного фонда предусматривает отражение его состава В СПРаВоЧно-библиографическом аппарате библиотеки, в том числе в электронной базе данных. 4.4. Выбытие документов библиотечного фонда. 4.4.|. ПРичины, по которым документ может быть выведен из состава библиотечного фонда, включают в том числе ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, утрату. Исключение документа из бИбЛИОТечНоГо фонда проводится на основании ан€uIиза состава библиотечного фонда и результатов его проверки. 4.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного старения или физического износа документа. 4.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или полную 4.4.4. ПОд Устарелостью по содержанию понимают потерю актуiшьности тематики, подтверждаемую отсутствием спроса читателей, невостребованностью в перераспределени и и реализации. 4.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде библиотеки по причинам потери, хищения, бедствий стихийного, хакерскои а,гаки и числе (в том техногенного невосстановимого сбоя электронного оборулования) ИЛИ СОЦИZLЛЬНОГО характера, по неустановленной причине. исключения документов из фонда библиотеки осуществляется в соответствии с Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержденным приказом Минкультуры России от 08.10.2012 JVg |077. 4.4.6. Процесс 4.4.7. Выбытие результате их документов библиотечного фонда производится в списания комиссией, созданной руководителем образовательной организации. 4,4.8. Утилизация списанных производи,гQя в соответствии документов с законодательством библиотечного фонда Российской Федерации. 5. Проверка документов библиотечного фонда 5.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с периодичностью один раз в пять лет на основании графика проверки, утвержденного руководителем образовательной организации. 5.2. Внеплановая проверка документов производится в обязательном порядке: библиотечного фонда о при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов; о в сл}чае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных . итуаций, вызванных экстремапьными услови ями; при реорганизации или ликвидации образовательной организации. с 5.3. По итогам проверки педагог-библиотекарь составляет акт, подписывает и хранит его в библиотеке в течение срока, установленного номенклатурой дел. Если какие-то документы отсутствуют по неустановленной причине, то к акту прикладывается их список, в котором фиксируются сведения о количестве документов библиотечного фонда в наличии и количестве отсутствующих документов, в том числе по неустановленной причине. В акте также указывается номер и дата акта предыдущей проверки. Во время проверки документов библиотечного фонда работники отслеживают н€Lпичие экстремистских материапов, которые входят в федеральный список, опубликованный Минюстом Россиина своем сайте. 5.4. Если педагог-библиотекарь найдет экстремистский матери€Lл, то должен ограничить к нему доступ со стороны пользователей. 5.5. Пр, выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и невозможности установления виновных лиц убытки по соответствии с недостачам списываются в деиствующим законодательством.