СОДЕРЖАНИЕ
№
РАЗДЕЛЫ
Стр.
Пояснительная записка
I
3
Особенности организуемого в школе воспитательного 3-4
процесса
II
Цель и задачи воспитания
4-9
III
Виды, формы и содержание деятельности
9
3.1.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
9-12
3.2.
Модуль «Классное руководство»
12-15
3.3.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
15-17
3.4.
Модуль «Школьный урок»
17-18
3.5.
Модуль «Самоуправление»
19-20
3.6.
Модуль «Детские общественные объединения»
20-23
3.7.
Модуль «Экскурсии, походы»
23-24
3.8.
Модуль «Профориентация»
24-26
3.9.
Модуль «Школьные медиа и СМИ»
26-27
3.10.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
27-28
3.11.
Модуль «Работа с родителями»
28-30
3.12
Модуль «Моя Родина»
30-31
IV
Основные направления самоанализа воспитательной 31-34
работы
V
Приложения:
Календарный план
воспитательной работы
МБОУ
«Косинская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
Программа воспитания МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная
школа» на 2021-2022 учебный год разработана на основе примерной
программы («Примерная программа воспитания», Москва, 2020г.) Данная
программа направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа
является обязательной частью основных образовательных программ МБОУ
«Косинская средняя общеобразовательная школа» и призвана помочь всем
участникам образовательного процесса реализовать воспитательный
потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу
воспитывающей организацией. Программа воспитания призвана обеспечить
достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС:
формировать у обучающихся основы российской идентичности; готовность к
саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности школы.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Здание МБОУ «Косинская
средняя общеобразовательная
школа»
находится по адресу ул. Ленина, д. 112, в центре села Коса, Косинского
округа, Пермского края. Школа расположена в двухэтажном здании.
Исполнение – белый кирпич. Действует с 1971 г. Также школа имеет
двухэтажное здание начальной школы, которое также расположено в с. Коса.
В 2019 году произошла реорганизация МБОУ «Косинская средняя
общеобразовательная школа» путем присоединения "Пуксибской ООШ".
Данная школы находятся в селе Пуксиб. Осуществляется подвоз
обучающихся из с. Пуксиб, д. Н-Коса, п. Сосновка.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
взаимодействии школы с общественными и культурными организациями,
урочной и внеурочной деятельности. На территории села имеется КДЦ,
Центральная районная библиотека, ЦРБ, Косинский районный суд,
Косинский мировой суд, пункт полиции с дислокацией в с. Коса МО МВД
России "Кочевский", КДНиЗП, с которыми школа активно сотрудничает.
Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное
общее образование, основное общее образование, среднее общее
образование.
Воспитательный процесс в школе осуществляют: заместитель директора
по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, педагогбиблиотекарь, педагог - организатор, классные руководители. Педагогами
создаётся атмосфера взаимоуважения, поддержки каждого ученика.
Классные руководители, социальный педагог, администрация школы в своей
деятельности придерживаются принципов гуманности и толерантности.
Создаются условия для самореализации школьников. Все больше
возможностей предоставляется для того, чтобы каждый ребенок мог
проявить себя и быть успешным в том или ином направлении.
Основными традициями воспитания в МБОУ «Косинская средняя
общеобразовательная школа» являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого общешкольного дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
школьников является коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания
российских
школьников,
современный
национальный идеал
личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, –
это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа,
мир, знания, культура, здоровье, человек), была сформирована
общая цель воспитания в МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная
школа» – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (т.е. в усвоении социально значимых знаний);
2) в развитии позитивных отношений к этим общественным ценностям
(т.е. в развитии социально значимых отношений);
3) в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в
приобретении опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие
целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников,
обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить
себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В
этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально
значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых
дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический,
социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в
школе. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует
решение следующих основных задач:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
7. организовывать
для
школьников
экскурсии,
походы
и
реализовывать их воспитательный потенциал;
8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
9. организовать работу школьных медиа и СМИ, реализовывать их
воспитательный потенциал;
10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей;
12. организовать работу по гражданско- патриотическому воспитанию,
способствовать формированию ценностных представлений о любви
к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы МБОУ «Косинская
средняя общеобразовательная школа». Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
«Школа будет жить,
когда в ее стенах будут жить
красивые обычаи и традиции…»
Данный
модуль
раскрывает
уникальность
гуманистической
воспитательной системы школы, в основе которой находится продуктивнотрудовая деятельность обучающихся, учителей, родителей и представителей
социума, их гражданственность, инициативность, ответственность,
коллективизм, целеустремленность.
Воспитательное пространство школы представляет собой систему
условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами
этого пространства - детьми, педагогами, родителями. Задача поддержания
национальных традиций, воспитание духовной культуры, привитие любви к
своей малой Родине через осознание корней истории своего села и семейных
традиций – важнейший приоритет воспитательной системы школы.
Реализация ежегодных ключевых дел, жизнедеятельность разновозрастных,
разнопоколенных сообществ – реальное партнерство субъектов воспитания в
рамках
гуманистической
воспитательной
системы
«Школа
–
социокультурный центр села».
Механизмами усиления воспитательного потенциала выступают
ключевые общешкольные дела на нескольких уровнях.
На внешкольном уровне:
Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой, социальной направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
-патриотические акции «Бессмертный полк», «Вальс Победы», «Окно
Победы», «Голубь мира», «Цветок Победы»;
-экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно
участвуют не только родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура
сдается в приемные пункты);
-социальная акция «Красная лента».
• «Вахты Памяти». Ежегодное проведение Дней воинской славы к
знаменательным датам: День защитника Отечества, День Победы, 22 июня,
День Героев Отечества, День неизвестного солдата, с несением Поста №1 у
памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и
проведением Митингов для обучающихся школы и жителей села.
• Уход за памятником воинам, погибшим в годы Великой Отечественной
войны.
• Экологическая тропа «Чистое село». Очистка от мусора территории у
реки и водоёмов.
• Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча
родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН
и ЗП, ПДН);
• Праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «День
Матери», «День защиты детей», «Масленица», «День Защитника Отечества»,
«8 Марта», «День Победы», «Праздник успеха», «Новый год», которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих.
Школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня,
направлены на воспитание жизнеспособной, трудоспособной, социально
активной личности, умеющей и желающей строить свою жизнь на селе,
трудиться на благо села, заряженной патриотизмом по отношению к малой
Родине, с чувством ответственности за нее.
На школьном уровне:
Наши праздники, так называемые праздничные дни, - это
торжественные эмоционально-окрашенные подведением некоторых итогов
школьных долгосрочных социально-значимых проектов. В целом эта система
Ключевых дел направлена на познание историко-культурных корней,
осознание неповторимости малой Родины, ее судьбы, неразрывность с ней,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и
современников:
• День Знаний – традиционный общешкольный праздник, состоящий из
серии тематических классных часов, экспериментальных площадок. Особое
значение этот день имеет для учащиеся 1-х и 11-х классов, закрепляя идею
наставничества, передачи традиций, разновозрастных межличностных
отношений в школьном коллективе.
• «Ученик года» – конкурс, который проводится в целях выявления
наиболее значительных учебных достижений учащихся школы, развития
интеллектуальных, познавательных способностей, расширения кругозора
учащихся, а также формирования навыков коллективной работы в сочетании
с самостоятельностью учащихся, творческого усвоения и применения
знаний.
• Смотр строя и песни – это показательный смотр, который проводится
по сложившейся традиции ежегодно перед 9 мая. Обучающиеся показывают
выполнение основных строевых команд и строевую маршировку в
сопровождении военной песни.
• Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела:
«День самоуправления», «День матери», «Новый год», «День Защитника
Отечества», «Международный женский день», «День Победы», «Праздник
Последнего звонка», связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы.
• Спортивные состязания: спартакиада школьников (осенний кросс,
лыжные гонки, весенний кросс), Лыжня России.
• Научно-практическая
конференция
(подготовка
проектов,
исследовательских работ и их защита).
• Праздник успеха, на котором проходит церемония награждения (по
итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни
школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы.
• Еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с
вручением грамот и благодарностей.
• На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение Коллективных Творческих дел класса, игры на сплочения
классного коллектива;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
• На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т.п.;
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• создание ситуации успеха и раскрытие творческого потенциала
обучающихся
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.
• 3.2. Модуль «Классное руководство»
• Главное предназначение классного руководителя - создать условия для
становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать
человека, способного достойно занять своё место в жизни.
• Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися класса;
работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями
учащихся (законными представителями).
• Работа с классом:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
Школе;
• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса, позволяющие с одной
стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем
самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
• Формированию и сплочению коллектива класса способствуют
следующие дела, акции, события, проекты, занятия:
• Классные часы:
• -тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные
юбилейным датами: Дням воинской славы, событию в классе, в селе, стране),
способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического
вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину.
• -игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию
настроения, предупреждающие стрессовые ситуации.
• -проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в
классе, Школе, позволяющие решать спорные вопросы.
• -организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу.
• -здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного
поведения в социуме, ведения здорового образа жизни заботы о здоровье
других людей.
• «День именинников». Это форма, которая позволяет классному
руководителю за чашкой чая под звуки легкой музыки узнать много
интересного о каждом ребенке, об интересах своих воспитанников,
симпатиях.
• «День сюрпризов». Дело, организованное одной из групп
одноклассников (5-7 человек). Это может быть викторина, спортивная
эстафета, мастер-класс, игровая программа «Спортивные состязания» с
выходом на природу, и др. Ребята самостоятельно или совместно с классным
руководителем готовят сюрприз для всего класса. Целью является творческая
самореализация детей посредством игровой деятельности, воспитание
умения работать в команде, согласовывать свои действия.
• Ежегодные «Встречи с интересными жителями села, тружениками тыла
и детьми войны». Эта форма позволяет узнать много интересного из жизни
наших земляков, позволяет привить интерес к истории своей малой родины,
формирует чувство гражданственности, любви к Отечеству.
• Классные часы профилактической направленности. Данная форма
классных часов направлена на формирование у обучающихся правовых
знаний, чувства ответственности за свое здоровье и безопасное поведение в
социальных сетях, социуме, также профилактике социальных болезней,
пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и травматизма.
• Классные руководители в работе над сплочением коллектива
используют разнообразные формы. Это однодневные походы и экскурсии,
организуемые вместе с родителями; празднования дней рождения детей,
класса, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления, дающие каждому школьнику возможность рефлексии
собственного участия в жизни коллектива.
• Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при
необходимости) – со школьным психологом;
• изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями –
предметниками, медицинским работником школы;
• использование опросников, которые дают возможность изучить
мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или
• класса в целом, уровень тревожности учащихся класса;
• проведение мониторингов «Уровень воспитанности обучающихся»,
«Уровень социальной зрелости выпускника»;
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и
неудачи;
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
• «Работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в
группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации».
• Работа направлена на контроль за свободным времяпровождением.
• Формы и виды работы:
• вовлечение детей в кружковую работу, наделение общественными
поручениями в классе делегирование отдельных поручений, ежедневный
контроль, беседы с родителями;
• вовлечение в школьные события.
• Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единых мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
• Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
• «Консультационный
пункт».
Беседа
родителей,
педагогов,
администрации (при необходимости) с целью оказания помощи родителям
школьников или их законным представителям в регулировании отношений
между ними, администрацией Школы и учителями-предметниками.
• Родительское собрание. Организация родительских собраний
(тематических,
организационных,
аналитических,
итоговых,
комбинированных, совместно с учителями-предметниками, совместно с
детьми), проводимых в режиме обсуждения наиболее острых проблем
обучения и воспитания школьников; родительский комитет. Создание и
организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении Школой и решении вопросов воспитания и обучения детей;
вебинаров. Привлечение родителей (законных представителей) к просмотру
вебинаров воспитательной направленности, Всероссийского родительского
собрания.
• «День открытых дверей». Организация таких дней, дает возможность
родителям посетить уроки и мероприятия в школе и классе, узнать как
ребенок занимается на уроке и во внеурочное время.
• Совместные дела. Организация на базе класса семейных праздников,
конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и Школы;
анкетирование и тестирование родителей создание и организация работы
родительских
комитетов
классов,
участвующих
в
управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения
их детей.
• Регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом.
• Помощь родителям школьников (законным представителям) в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность в образовательной организации организуется
по направлениям развития личности в соответствии с образовательным
стандартом:
спортивно-оздоровительное,
общекультурное,
общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.
Целью внеурочной деятельности обучающихся является повышение
качества образования и реализации процесса становления личности ребёнка.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Часы,
отведённые на внеурочную деятельность, реализуются по выбору
обучающихся и родителей.
Внеурочная
деятельность
позволяет
учитывать
особенности,
образовательные потребности и интересы обучающихся, а также
возможности образовательной организации и решает следующие задачи:
- развитие познавательной, социальной, творческой, проектно
исследовательской активности ребёнка, его нравственных качеств;
- формирование у школьников целостного и эмоционально – образного
восприятие мира.
Направления
Наименования рабочей программы
развития личности
Духовно-нравственное · «История в лицах» «Юные инспектора движения»
· «Косинское школьное лесничество»
· «Юнармия»
· «Горт менам ойвывся»
Общеинтеллектуальное
· «Я знаю русский!»
· «Математический практикум»
· «Минеральная
шкатулка»
«Увлекательная
математика»
· «Финансовая грамотность»
· «Компьютерная грамотность и графический
дизайн»
Общекультурное
· «Вокальный ансамбль»
· «В мире информации»
· «Студия творческих идей»
· «Аккорд».
Спортивно · «ОПФ»
оздоровительное
· «Волейбол»
· «Баскетбол»
· «Шахматы для начинающих»
Социальное
· «Пресс-центр»
· «Мой выбор»
· «Основы проектирования»
Каждое направление внеурочной воспитательной работы и ее
тематическое наполнение направлено на обогащение опыта коллективного
взаимодействия ребенка в различных видах деятельности. Это, без сомнений,
дает колоссальный воспитательный эффект в целом.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными
особенностями их воспитанников, ведущую деятельность. Все это в процессе
организации учебной деятельности обеспечивает:
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со всеми участниками образовательного
процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через
знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка
обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
• организация предметных образовательных событий для обучающихся с
целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в
различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих
способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями;
• проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс,
урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (игра
«Что? Где? Когда?», викторины, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
• установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной
деятельности через использование занимательных элементов, историй из
жизни современников;
• использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий
обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся
(программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, научно-популярные
передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
• использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод
содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие
ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков
людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям,
проведение Уроков мужества;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных,
нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных
взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или
проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или работы в
парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими
детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен
внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада
каждого в общий результат;
• использование визуальных образов (предметно-эстетической среды,
наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности,
совместно производимые видеоролики по темам урока);
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока,
лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на
уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока
(сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия,
создание ситуации успеха);
• организация кураторства мотивированных и эрудированных
обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, научно-практических конференциях, форумах, авторские
публикации в изданиях выше школьного уровня, авторские проекты,
изобретения, получившие общественное одобрение, успешное прохождение
социальной и профессиональной практики);
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и
обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям,
отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной
деятельности.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в
детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
• через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого
для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы;
• через деятельность Совета лидеров, объединяющего лидеров классов
для информирования учащихся и получения обратной связи от классных
коллективов;
• через работу постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов и т.п.);
• через деятельность временных творческих советов, отвечающих за
проведение мероприятий, праздников, вечеров, акций, в том числе
традиционных: «День самоуправления», «День матери», «Новый год», «День
Защитника Отечества», «Международный женский день», «Праздник
Последнего звонка»
• через работу школьного медиацентра, в который входит редакция
школьной газеты, которая является инициатором и организатором ряда
мероприятий. На печатных и виртуальных страницах газеты размещается
информация о готовящихся и проведенных в школе мероприятиях,
спортивных и творческих достижениях и успехах обучающихся и педагогов
школы. Данные мероприятия позволят получить опыт организатора,
реализовать свой творческий потенциал, проявить себя в одной из
возможных ролей (организатора, корреспондента, члена редколлегии,
редактора, ответственного за оформление и т.д.).
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
обучающихся класса (старост), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел,
штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
• через организацию на принципах самоуправления жизни детских
групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии,
осуществляемую через систему распределяемых среди участников
ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и классных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
1.
Действующее
на
базе
МБОУ
«Косинская
средняя
общеобразовательная
школа»
детское
общественное
объединение
«ЮНАРМИЯ» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся
на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в
уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от
19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях"
(ст. 5).
Движение «ЮНАРМИЯ» помогает получить ценностную ориентацию,
сформировать нравственную позицию, раскрыть духовный потенциал
личности. Деятельность Движения направлена на воспитание в юнармейцах
доброты, сочувствия, совестливости, честности, верности, достоинства,
любови к Родине, культуре. Большое внимание уделяется экологическому
сознанию подростков, уважительному отношению к семье.
В рядах «ЮНАРМИИ» формируется чувство ответственности за свои
поступки и действия, инициативность, самостоятельность - качества,
характеризующие настоящего гражданина своей страны. Подростки учатся
взаимодействовать друг с другом; выявляют и анализируют вопросы
развития гражданского общества, находят пути их решения через реализацию
социально значимых проектов
Отличительная черта каждого юнармейца - хорошая физическая
подготовка и здоровый образ жизни. Спорт развивает физическую форму и
отлично компенсирует многочасовое пребывание за школьной партой и
компьютером. Благодаря регулярным занятиям спортом, юнармейцы
укрепляют своё здоровье, становятся сильными, ловкими и выносливыми.
Участие в соревнованиях и в спортивных играх воспитывают у юнармейцев
командный дух, развивают навыки слаженного взаимодействия в коллективе.
Движение
«ЮНАРМИЯ»
создает
условия
для
развития
интеллектуального
потенциала
каждого
юнармейца.
Программы
интеллектуального развития способствуют формированию у подростков
различных типов мышления, умению анализировать исторические процессы
и события, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также развивают
навыки ораторского мастерства, позволяющие легко и свободно общаться.
«ЮНАРМИЯ» формирует положительную мотивацию к выполнению
конституционного долга и готовит юношей к службе в Вооруженных Силах
Российской Федерации.
2. Детское объединение «КДШ» (Косинское движение школьников)
является добровольной общественной организацией, объединяющей
учащихся школы с 5 по 11класс.
Цель детской организации: помогать детям и подросткам проявлять
заботу друг о друге, коллективе, о Родине с целью улучшения себя и
окружающей жизни.
Задачи детской организации:
- воспитывать гражданско–патриотические чувства;
- изучать, осваивать и сохранять трудовые, героические и духовные
традиции своего народа;
- развивать творческие способности;
- воспитывать толерантное отношение к окружающим.
Организационное строение:
- Организация открыта для всех детских объединений и организаций.
- Основу организации составляют группы, сформированные из классов,
которые имеют свою классную символику (название, девиз, песню).
- Членом организации может стать любой учащийся школы.
- Высшим руководящим органом организации «КДШ» является общее
собрание всех членов организации.
Координирующий орган всей текущей работы – Совет дела, который
собирается для организации общешкольных коллективных дел. Члены
Совета ежегодно избираются на общем сборе – старте.
Совет дела наделён правом решать особо важные задачи и вопросы
организации и проведения общешкольных мероприятий.
Воспитание в детском общественном объединении «КДШ»
осуществляется через:
- поддержку деловых и неформальных отношений, основанных на
соблюдении принципов добровольности, системности, поддержки
инициативы, принципа «право на ошибку», сотрудничества и принципа
«естественного роста»;
- организацию общественно полезных дел и социально значимых
практик, дающих возможность получить важный для их личностного
развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям,
гимназии, обществу в целом;
- сборы (сбор-старт, сбор-контакт) – формальные и неформальные
встречи членов детского общественного объединения «КДШ» для
обсуждения вопросов планирования и анализа проведенных мероприятий;
- «Школу актива» развивающую первичные навыки общественно
полезной деятельности, способствующую формированию лидерских качеств
у обучающихся;
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении. Данное направление
реализуется посредством введения и распространения символики
объединения (эмблема, песня, девиз-слоган;
- организацию участия членов детского общественного объединения
«КДШ» в реализации практик Общественно-государственной детскоюношеской организации «Российское движение школьников».
3. Волонтерство - это участие обучающихся в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание,
забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную
культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект,
эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
на внешкольном уровне:
− посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям,
проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации;
− привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями
социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры
социальной помощи семье и детям) - в проведении культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих
учреждений;
− участие обучающихся (с согласия родителей (законных представителей) к
сбору помощи для нуждающихся;
на уровне образовательной организации: участие обучающихся в
организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями
школы.
На базе образовательной организации создан волонтерский отряд
«Волонтёры»
4. Отряд «Косинские юные инспектора движения» (КЮИД) и его
деятельность:Пропагандистская деятельность предполагает разъяснительную
работу для детей младшего школьного и подросткового возраста по вопросам
безопасного поведения на улицах и дорогах посредством проведения бесед,
викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических
утренников, праздников, постановки спектаклей, создания агитбригад, а
также через создание и использование наглядной агитации безопасного
поведения участников дорожного движения, участие во всех окружных
профилактических мероприятиях, конкурсах и др.
Информационная деятельность направлена на информирование участников
образовательного процесса и образовательного сообщества о проблемах
детского дорожно-транспортного травматизма и основах безопасного
поведения на улицах и дорогах. Такая деятельность предполагает
организацию работы по результатам работы отряда ЮИД, создание стендов
«ЮИД в действии», стенгазет «Юный инспектор движения», листков «За
безопасность движения», размещение значимой информации на сайте
образовательного учреждения и другой информационной работы.
Шефская деятельность предусматривает разъяснительную работу по
пропаганде основ безопасного поведения на улицах и дорогах для детей
дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, правил
дорожного движения в школе с использованием различных наглядных
средств, а также организация среди школьников конкурсов рисунков по теме
безопасности дорожного движения, разучивание песен и стихов.
Патрульная деятельность предполагает участие патрулировании и рейдах
вместе со взрослыми в целях предотвращения нарушений со стороны детей и
подростков Правил дорожного движения; информирование родителей о
нарушении школьниками Правил дорожного движения; дежурство у
перекрестков в районе школы; организацию практических игр на территории
велогородков безопасности дорожного движения и велоплощадок; участие в
создании велоплощадок на пришкольных участках и в других местах,
выделенных для этой цели; работу с юными велосипедистами.
3.7. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в МБОУ
«Косинская средняя общеобразовательная школа» в рамках следующих
видов и форм деятельности:
• Ежегодный туристический поход «Тропа испытаний» с участием
команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников,
включающий в себя, например: конкурс туристской кухни, конкурс
туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков,
комбинированную эстафету;
• Ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников;
• Регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в классах
их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк»,
«Приметы весны» и т.п.);
• Ежегодные выездные посещения спектаклей Кудымкарского
драматического театра;
• Ежегодные выездные экскурсии в Кудымкарский краеведческий музей
им. Субботина-Пермяка;
• Ежегодные выездные экскурсии в Косинский краеведческий музей;
• Поездки в населенные пункты Косинского муниципального округа в
рамках фестиваля «Гажа горт»;
• Поездки в г. Пермь на выставки известных художников («Пермская
ярмарка»);
• Лыжные эстафеты зимой с детьми и родителями;
• Посещение передвижных выставок на базе КДЦ, Косинской
центральной библиотеки;
• Посещение и участие в мероприятиях КДЦ, Косинской центральной
библиотеки и сельских библиотек.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
В МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» реализуется
программа профориентационной работы, которая ориентирована на
обучающихся школы с 1 по 11 класс. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору,
педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный
взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия, расположенные на территории Косинского
муниципального округа, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии:
- Косинский районный суд;
- Косинский мировой суд
- ГКУ "Косинское лесничество";
- Пункт полиции с дислокацией в с. Коса МО МВД России "Кочевский";
- Косинская пожарная часть №70;
- Отделение Сбербанка;
- МБУЗ «Северная больница КПО»;
- Косинское почтовое отделение;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей,
дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайнтестирования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет.
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых
уроков;
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в
рамках курсов дополнительного образования.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации)
– развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
• Школьная газета «Большая перемена». Актуальность выпуска номеров
школьных газет заключается в том, что они способствует привлечению
подростков к участию в работе СМИ, в частности выявлению интересов,
потребностей и склонностей обучающихся, а также развитию их творческих
способностей
Цель: организация работы учеников школы по созданию школьной
газеты и информирование о школьной жизни.
Задачи:
- привлечение школьников разного возраста к участию в создании
газеты;
- обучение школьников базовым знаниям и умениям, необходимым в
работе журналиста и редактора;
Реализация создания школьной газеты предполагает:
1. организацию выпуска газеты форматом А-3, А-4 объемом от 4
страниц в цветном варианте.
2. первоначальный сбор и накопление информации, ее обработку, набор
текстов заметок и статей в школьном компьютерном кабинете в программе
Microsoft Word, Microsoft Publisher.
3. создание банка фотоматериалов со школьных мероприятий с
использованием фотоаппарата и компьютера для их обработки.
4. макетирование газеты, вычитывание, внесение корректорской и
редакторской правки газетных материалов учащимися и учителями,
ответственными за выпуск.
5. распространение газеты среди администрации школы, педагогов,
школьников и их родителей.
6. вся работа в газете ведется на общественных началах в соответствии с
планом.
Участники проекта: группа заинтересованных учащихся 4 – 10 классов
под руководством наставника
Ожидаемый результат:
- Формирование коллектива школьников, способного решать
разнообразные задачи, связанные с созданием школьной газеты;
- Формирование у школьников навыков работы в коллективе, а также
навыков организации индивидуального труда;
- Социализация школьников, осознание ими особенностей ряда
конкретных профессий - журналист, редактор, художник;
- Информирование членов школьного коллектива о проблемах, успехах,
новостях из жизни школы;
- Выпуск газеты, «Большая перемена» - 1 раз в четверть.
• Школьная страничка в соцсети ВКонтакте - разновозрастное
сообщество школьников, родителей и педагогов, поддерживающее
соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения
деятельности
образовательной
организации
в
информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и
родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
Направление работы: оформление интерьера школьных помещений
(вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их
периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством
разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные
занятия.
Мероприятия: оформление школы к традиционным мероприятиям (День
Знаний, Новый год, День Победы и т.д.), лагерь дневного пребывания,
мотивационные плакаты, уголок безопасности.
Направление работы: размещение на стенах школы регулярно
сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им
реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами
друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов
об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых
делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и
т.п.)
Мероприятия: конкурсы и выставки рисунков к знаменательным датам
календаря, стендовая презентация, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, отличники
учебы, правовой уголок, информационные стенды «Твоя будущая
профессия», «Отличники физической подготовки», уголок Здоровья, уголок
«Правила дорожного движения»
Направление работы: озеленение пришкольной территории, разбивка
клумб.
Мероприятия: проект «Школьный двор» (проектирование и разбивка
клумб)
Направление
работы:
благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих
классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми
Мероприятия: оформление классных уголков, зонирование кабинетов:
игровая зона, уголок природы, уголок чтения, уголок отдыха.
Направление работы: событийный дизайн – оформление пространства
проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний,
торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний,
конференций и т.п.)
Мероприятия: создание фотозоны к традиционным школьным
праздникам, оформление календарных листов, оформление школы к
традиционным мероприятиям
Направление
работы:
акцентирование
внимания
школьников
посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты,
инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях,
правилах.
Мероприятия: оформление здания школы (Новый год, День Победы,
День государственного флага, конкурс плакатов, создание Знамени Победы и
др. знаменательные даты.)
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
проводится с целью привлечения их к совместной работе в свете требований
ФГОС и обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй
каждого воспитанника. Формы участия родителей или законных
представителей школьников в управлении образовательным учреждением:
социальные
заказчики
образовательных
услуг
и
исполнители
дополнительных образовательных услуг; эксперты качества образования;
защитники прав и интересов ребёнка.
Работа с родителями или законными представителями школьников
обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической
компетентности родительской общественности посредством различных форм
просвещения и консультирования.
На групповом уровне:
1.
Участие родителей в управлении школой:
• Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей.
2.
Вовлечение родителей или законных представителей школьников
в образовательный процесс:
• Общешкольные родительские собрания – 4 раза в год в режиме
обсуждения наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения
школьников к собственному образованию, качества школьной жизни,
учебных достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах
деятельности;
• Классные родительские собрания (1-11 классы), в тематике которых
учитываются возрастные особенности детей, раскрывается накопленный
опыт семейного воспитания;
• Родительские дни, когда возможно посещение родителями школьных
учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе
образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе
(коллективе) среди сверстников.
• Школа в школе «Школа родительского образования » - это площадка
для родителей, где проводятся вебинары, тренинги, фестивали, которые
помогают обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, интересную и
содержательную жизнь в школе и дома.
• работа «Консультационного пункта для родителей» (педагогическое
просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого
родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей);
• взаимодействие с родителями посредством школьной странички
ВКонтакте: размещается информация, предусматривающая ознакомление
родителей, школьные новости.
На индивидуальном уровне:
• обращение к специалистам Кочёвского филиала ГБУПК «ЦППМСП»
по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
• индивидуальное консультирование c целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
• родительские дни, когда возможно посещение родителями школьных
учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе
образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе
(коллективе) среди сверстников.
•
индивидуальные
консультации
родителей
или
законных
представителей школьников со школьными специалистами, педагогами,
администрацией c целью координации совместных усилий педагогов и
родителей по вопросам реализации ФГОС ОО.
Диагностические методы работы с родителями или законными
представителями, служащие развитию родительской зрелости: наблюдение,
индивидуальная беседа, тестирование, анкетирование, анализ детских
рисунков и рассказов воспитанников о семье, метод ранжирования.
Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение
родителей в событийное пространство школьной жизни через совместную
деятельность родителей и обучающихся.
3.12 Модуль «Моя Родина»
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда
являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая
благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под
гражданско-патриотическим
воспитанием
понимается
постепенное
формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к
её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего
места в обществе.
Деятельность в рамках воспитательной работы данного модуля направлена
на:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам
Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству»,
«правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об
этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих
понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в
контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона
и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном
взаимодействии;
- формирование у учащихся представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным
героям и культурным представлениям российского народа, развитие
мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей
объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения
и противоречивые периоды в развитии российского государства;
- повышение уровня компетентности учащихся в восприятии и
интерпретации социально-экономических и политических процессов, и
формирование на этой основе активной гражданской позиции и
патриотической ответственности за судьбу страны;
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной
деятельности являются:
- мероприятия и проекты, направленные на развитие межпоколенческого
диалога: (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со
старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и
семейных
традиций,
профессиональной
ориентации,
культурноэстетическихских взглядов, нравственных принципов, проекты «Дорогие мои
старики», «Они прославили наш край, село», акция «Милосердие»,встречи с
ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, с
категорией «Дети войны», организация помощи ветеранам, вдовам
ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных
обязанностей );
- проекты и отдельные мероприятия, направленные на исследование истории
родного края, села, природного и культурного наследия страны и Пермского
края: исследовательская работа на уроках истории и обществознания,
экскурсии в музеи; туристические поездки; экскурсии по родному краю;
изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с
природой и использованием ее богатств; благоустройство территории
школы;
- отдельные мероприятия и проекты, направленные на воспитание
уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (ключевые
дела школы, посвященные Дню Победы и дню защитника Отечества,
линейки, посвященные памятны датам истории страны, края, округа ).
4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Анализ
осуществляется
ежегодно
силами
экспертов
самой
образовательной организации с привлечением (при необходимости и по
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
В качестве школьных экспертов могут привлекаться учителя-предметники и
классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги
дополнительного образования.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления самоанализа воспитательной деятельности:
№
п/п
1.
2.
Направление
Результаты
воспитания,
социализации
саморазвития
обучающихся
Состояние
совместной
деятельности
обучающихся
взрослых
Критерии
Способ
получения
информации
Динамика
Педагогическое
личностного
наблюдение (в
и развития
протокол ШМО
обучающихся
–
наличие
каждого класса проблем)
Наличие
Беседы с
интересной,
обучающимися и
событийно
их родителями,
и насыщенной и педагогическими
личностно
работниками,
развивающей
лидерами класса
совместной
и школы, (в
деятельности
протокол ШМО
обучающихся и или
Ответственные
Оценочный
инструментарий
Классные
руководители,
заместитель
директора по ВР
Методика
Н.П. Капустина
Заместитель
директора по ВР,
педагог
–
организатор,
классные
руководители,
активные
родители
Анкеты (опросы)
для учащихся и
родителей
по
итогам
проведения
воспитательных
мероприятий
взрослых
педсовещания,
педсовета –
результаты
качества
воспитания по
выбранным
показателям)
Показатели качества реализации Программы воспитания по модулям:
№
Показатели
модуля
п/п
3.1.
Качество
проводимых
общешкольных ключевых
дел
3.2.
Качество
совместной
деятельности
классных
руководителей и их классов
3.3.
Качество организуемой в
школе
внеурочной
деятельности
3.4.
Качество
реализации
личностно развивающего
потенциала
школьных
уроков
3.5.
Качество существующего в
школе самоуправления
3.6.
3.7.
3.8.
Метод мониторинга
Ответственный
Анализ динамики результатов Заместитель
анкетирования участников
директора по ВР,
педагог - организатор
Анализ динамики отзывов Классный
родителей (письменных)
руководитель
Анализ динамики результатов
внеурочной
деятельности
(творческие отчеты)
Анализ динамики результатов
поведения
и
активности
учащихся на уроках, ВШК
Анализ
динамики
продуктивной
активности
обучающихся
в
жизнедеятельности
класса
(школы)
Качество проводимых в Анализ динамики охвата детей
школе экскурсий, походов
и
результативности
проведенных
экскурсий,
походов
Качество работы школьных Отчет
о
наличии
медиа
содержательной информации
о трансляции воспитательной
практики
Качество
организации -Информация о наличии и
предметно-эстетической
выполнении
паспорта
среды
развития кабинета;
-Информация
о
наличии
функциональных
зон
активного и тихого отдыха в
свободном
пространстве
школы
Заместитель
директора по ВР,
педагог - организатор
Заместитель
директора по ВР
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Заместитель
директора по
классные
руководители
ВР,
3.9.
Качество взаимодействия Анализ
динамики
охвата Классный
школы
и
семей детей/родителей
и руководитель
обучающихся
результативности
проведенных
совместных
мероприятий
3.10.
Качество воспитательной Динамика показателей отчета Заместитель
работы
классных классного руководителя по директора по
руководителей
установленной форме
классные
руководители
ВР,