СОДЕРЖАНИЕ № РАЗДЕЛЫ Стр. Пояснительная записка I 3 Особенности организуемого в школе воспитательного 3-4 процесса II Цель и задачи воспитания 4-9 III Виды, формы и содержание деятельности 9 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» 9-12 3.2. Модуль «Классное руководство» 12-15 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» 15-17 3.4. Модуль «Школьный урок» 17-18 3.5. Модуль «Самоуправление» 19-20 3.6. Модуль «Детские общественные объединения» 20-23 3.7. Модуль «Экскурсии, походы» 23-24 3.8. Модуль «Профориентация» 24-26 3.9. Модуль «Школьные медиа и СМИ» 26-27 3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» 27-28 3.11. Модуль «Работа с родителями» 28-30 3.12 Модуль «Моя Родина» 30-31 IV Основные направления самоанализа воспитательной 31-34 работы V Приложения: Календарный план воспитательной работы МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» Пояснительная записка Программа воспитания МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 учебный год разработана на основе примерной программы («Примерная программа воспитания», Москва, 2020г.) Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа является обязательной частью основных образовательных программ МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Программа воспитания призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у обучающихся основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности школы. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Здание МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» находится по адресу ул. Ленина, д. 112, в центре села Коса, Косинского округа, Пермского края. Школа расположена в двухэтажном здании. Исполнение – белый кирпич. Действует с 1971 г. Также школа имеет двухэтажное здание начальной школы, которое также расположено в с. Коса. В 2019 году произошла реорганизация МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» путем присоединения "Пуксибской ООШ". Данная школы находятся в селе Пуксиб. Осуществляется подвоз обучающихся из с. Пуксиб, д. Н-Коса, п. Сосновка. Процесс воспитания в образовательной организации основывается на взаимодействии школы с общественными и культурными организациями, урочной и внеурочной деятельности. На территории села имеется КДЦ, Центральная районная библиотека, ЦРБ, Косинский районный суд, Косинский мировой суд, пункт полиции с дислокацией в с. Коса МО МВД России "Кочевский", КДНиЗП, с которыми школа активно сотрудничает. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Воспитательный процесс в школе осуществляют: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, педагогбиблиотекарь, педагог - организатор, классные руководители. Педагогами создаётся атмосфера взаимоуважения, поддержки каждого ученика. Классные руководители, социальный педагог, администрация школы в своей деятельности придерживаются принципов гуманности и толерантности. Создаются условия для самореализации школьников. Все больше возможностей предоставляется для того, чтобы каждый ребенок мог проявить себя и быть успешным в том или ином направлении. Основными традициями воспитания в МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого общешкольного дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), была сформирована общая цель воспитания в МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении социально значимых знаний); 2) в развитии позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии социально значимых отношений); 3) в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении опыта осуществления социально значимых дел). Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический, социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач: 1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 7. организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8. организовывать профориентационную работу со школьниками; 9. организовать работу школьных медиа и СМИ, реализовывать их воспитательный потенциал; 10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей; 12. организовать работу по гражданско- патриотическому воспитанию, способствовать формированию ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа». Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» «Школа будет жить, когда в ее стенах будут жить красивые обычаи и традиции…» Данный модуль раскрывает уникальность гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится продуктивнотрудовая деятельность обучающихся, учителей, родителей и представителей социума, их гражданственность, инициативность, ответственность, коллективизм, целеустремленность. Воспитательное пространство школы представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями. Задача поддержания национальных традиций, воспитание духовной культуры, привитие любви к своей малой Родине через осознание корней истории своего села и семейных традиций – важнейший приоритет воспитательной системы школы. Реализация ежегодных ключевых дел, жизнедеятельность разновозрастных, разнопоколенных сообществ – реальное партнерство субъектов воспитания в рамках гуманистической воспитательной системы «Школа – социокультурный центр села». Механизмами усиления воспитательного потенциала выступают ключевые общешкольные дела на нескольких уровнях. На внешкольном уровне: Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой, социальной направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: -патриотические акции «Бессмертный полк», «Вальс Победы», «Окно Победы», «Голубь мира», «Цветок Победы»; -экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно участвуют не только родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура сдается в приемные пункты); -социальная акция «Красная лента». • «Вахты Памяти». Ежегодное проведение Дней воинской славы к знаменательным датам: День защитника Отечества, День Победы, 22 июня, День Героев Отечества, День неизвестного солдата, с несением Поста №1 у памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и проведением Митингов для обучающихся школы и жителей села. • Уход за памятником воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. • Экологическая тропа «Чистое село». Очистка от мусора территории у реки и водоёмов. • Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН); • Праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «День Матери», «День защиты детей», «Масленица», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «День Победы», «Праздник успеха», «Новый год», которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. Школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня, направлены на воспитание жизнеспособной, трудоспособной, социально активной личности, умеющей и желающей строить свою жизнь на селе, трудиться на благо села, заряженной патриотизмом по отношению к малой Родине, с чувством ответственности за нее. На школьном уровне: Наши праздники, так называемые праздничные дни, - это торжественные эмоционально-окрашенные подведением некоторых итогов школьных долгосрочных социально-значимых проектов. В целом эта система Ключевых дел направлена на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости малой Родины, ее судьбы, неразрывность с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников: • День Знаний – традиционный общешкольный праздник, состоящий из серии тематических классных часов, экспериментальных площадок. Особое значение этот день имеет для учащиеся 1-х и 11-х классов, закрепляя идею наставничества, передачи традиций, разновозрастных межличностных отношений в школьном коллективе. • «Ученик года» – конкурс, который проводится в целях выявления наиболее значительных учебных достижений учащихся школы, развития интеллектуальных, познавательных способностей, расширения кругозора учащихся, а также формирования навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, творческого усвоения и применения знаний. • Смотр строя и песни – это показательный смотр, который проводится по сложившейся традиции ежегодно перед 9 мая. Обучающиеся показывают выполнение основных строевых команд и строевую маршировку в сопровождении военной песни. • Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела: «День самоуправления», «День матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Международный женский день», «День Победы», «Праздник Последнего звонка», связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы. • Спортивные состязания: спартакиада школьников (осенний кросс, лыжные гонки, весенний кросс), Лыжня России. • Научно-практическая конференция (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита). • Праздник успеха, на котором проходит церемония награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. • Еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и благодарностей. • На уровне классов: • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; • проведение Коллективных Творческих дел класса, игры на сплочения классного коллектива; • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. • На индивидуальном уровне: • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.; • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; • создание ситуации успеха и раскрытие творческого потенциала обучающихся • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. • 3.2. Модуль «Классное руководство» • Главное предназначение классного руководителя - создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни. • Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся (законными представителями). • Работа с классом: • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в Школе; • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса, позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; • Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие дела, акции, события, проекты, занятия: • Классные часы: • -тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датами: Дням воинской славы, событию в классе, в селе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину. • -игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации. • -проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе, позволяющие решать спорные вопросы. • -организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу. • -здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни заботы о здоровье других людей. • «День именинников». Это форма, которая позволяет классному руководителю за чашкой чая под звуки легкой музыки узнать много интересного о каждом ребенке, об интересах своих воспитанников, симпатиях. • «День сюрпризов». Дело, организованное одной из групп одноклассников (5-7 человек). Это может быть викторина, спортивная эстафета, мастер-класс, игровая программа «Спортивные состязания» с выходом на природу, и др. Ребята самостоятельно или совместно с классным руководителем готовят сюрприз для всего класса. Целью является творческая самореализация детей посредством игровой деятельности, воспитание умения работать в команде, согласовывать свои действия. • Ежегодные «Встречи с интересными жителями села, тружениками тыла и детьми войны». Эта форма позволяет узнать много интересного из жизни наших земляков, позволяет привить интерес к истории своей малой родины, формирует чувство гражданственности, любви к Отечеству. • Классные часы профилактической направленности. Данная форма классных часов направлена на формирование у обучающихся правовых знаний, чувства ответственности за свое здоровье и безопасное поведение в социальных сетях, социуме, также профилактике социальных болезней, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и травматизма. • Классные руководители в работе над сплочением коллектива используют разнообразные формы. Это однодневные походы и экскурсии, организуемые вместе с родителями; празднования дней рождения детей, класса, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни коллектива. • Индивидуальная работа с учащимися: • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом; • изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями – предметниками, медицинским работником школы; • использование опросников, которые дают возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или • класса в целом, уровень тревожности учащихся класса; • проведение мониторингов «Уровень воспитанности обучающихся», «Уровень социальной зрелости выпускника»; • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи; • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. • «Работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации». • Работа направлена на контроль за свободным времяпровождением. • Формы и виды работы: • вовлечение детей в кружковую работу, наделение общественными поручениями в классе делегирование отдельных поручений, ежедневный контроль, беседы с родителями; • вовлечение в школьные события. • Работа с учителями, преподающими в классе: • регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единых мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. • Работа с родителями (законными представителями) обучающихся • «Консультационный пункт». Беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией Школы и учителями-предметниками. • Родительское собрание. Организация родительских собраний (тематических, организационных, аналитических, итоговых, комбинированных, совместно с учителями-предметниками, совместно с детьми), проводимых в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; родительский комитет. Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении Школой и решении вопросов воспитания и обучения детей; вебинаров. Привлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинаров воспитательной направленности, Всероссийского родительского собрания. • «День открытых дверей». Организация таких дней, дает возможность родителям посетить уроки и мероприятия в школе и классе, узнать как ребенок занимается на уроке и во внеурочное время. • Совместные дела. Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и Школы; анкетирование и тестирование родителей создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей. • Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом. • Помощь родителям школьников (законным представителям) в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками. Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Внеурочная деятельность в образовательной организации организуется по направлениям развития личности в соответствии с образовательным стандартом: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное. Целью внеурочной деятельности обучающихся является повышение качества образования и реализации процесса становления личности ребёнка. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, реализуются по выбору обучающихся и родителей. Внеурочная деятельность позволяет учитывать особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся, а также возможности образовательной организации и решает следующие задачи: - развитие познавательной, социальной, творческой, проектно исследовательской активности ребёнка, его нравственных качеств; - формирование у школьников целостного и эмоционально – образного восприятие мира. Направления Наименования рабочей программы развития личности Духовно-нравственное · «История в лицах» «Юные инспектора движения» · «Косинское школьное лесничество» · «Юнармия» · «Горт менам ойвывся» Общеинтеллектуальное · «Я знаю русский!» · «Математический практикум» · «Минеральная шкатулка» «Увлекательная математика» · «Финансовая грамотность» · «Компьютерная грамотность и графический дизайн» Общекультурное · «Вокальный ансамбль» · «В мире информации» · «Студия творческих идей» · «Аккорд». Спортивно · «ОПФ» оздоровительное · «Волейбол» · «Баскетбол» · «Шахматы для начинающих» Социальное · «Пресс-центр» · «Мой выбор» · «Основы проектирования» Каждое направление внеурочной воспитательной работы и ее тематическое наполнение направлено на обогащение опыта коллективного взаимодействия ребенка в различных видах деятельности. Это, без сомнений, дает колоссальный воспитательный эффект в целом. 3.4. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, ведущую деятельность. Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает: • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся; • организация предметных образовательных событий для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями; • проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (игра «Что? Где? Когда?», викторины, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.); • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников; • использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.); • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, проведение Уроков мужества; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат; • использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока); • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха); • организация кураторства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях, форумах, авторские публикации в изданиях выше школьного уровня, авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение, успешное прохождение социальной и профессиональной практики); Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной деятельности. 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом. На уровне школы: • через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; • через деятельность Совета лидеров, объединяющего лидеров классов для информирования учащихся и получения обратной связи от классных коллективов; • через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.); • через деятельность временных творческих советов, отвечающих за проведение мероприятий, праздников, вечеров, акций, в том числе традиционных: «День самоуправления», «День матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Международный женский день», «Праздник Последнего звонка» • через работу школьного медиацентра, в который входит редакция школьной газеты, которая является инициатором и организатором ряда мероприятий. На печатных и виртуальных страницах газеты размещается информация о готовящихся и проведенных в школе мероприятиях, спортивных и творческих достижениях и успехах обучающихся и педагогов школы. Данные мероприятия позволят получить опыт организатора, реализовать свой творческий потенциал, проявить себя в одной из возможных ролей (организатора, корреспондента, члена редколлегии, редактора, ответственного за оформление и т.д.). На уровне классов: • через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами); • через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и классных дел; • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 3.6. Модуль «Детские общественные объединения» 1. Действующее на базе МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» детское общественное объединение «ЮНАРМИЯ» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Движение «ЮНАРМИЯ» помогает получить ценностную ориентацию, сформировать нравственную позицию, раскрыть духовный потенциал личности. Деятельность Движения направлена на воспитание в юнармейцах доброты, сочувствия, совестливости, честности, верности, достоинства, любови к Родине, культуре. Большое внимание уделяется экологическому сознанию подростков, уважительному отношению к семье. В рядах «ЮНАРМИИ» формируется чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность - качества, характеризующие настоящего гражданина своей страны. Подростки учатся взаимодействовать друг с другом; выявляют и анализируют вопросы развития гражданского общества, находят пути их решения через реализацию социально значимых проектов Отличительная черта каждого юнармейца - хорошая физическая подготовка и здоровый образ жизни. Спорт развивает физическую форму и отлично компенсирует многочасовое пребывание за школьной партой и компьютером. Благодаря регулярным занятиям спортом, юнармейцы укрепляют своё здоровье, становятся сильными, ловкими и выносливыми. Участие в соревнованиях и в спортивных играх воспитывают у юнармейцев командный дух, развивают навыки слаженного взаимодействия в коллективе. Движение «ЮНАРМИЯ» создает условия для развития интеллектуального потенциала каждого юнармейца. Программы интеллектуального развития способствуют формированию у подростков различных типов мышления, умению анализировать исторические процессы и события, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также развивают навыки ораторского мастерства, позволяющие легко и свободно общаться. «ЮНАРМИЯ» формирует положительную мотивацию к выполнению конституционного долга и готовит юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. 2. Детское объединение «КДШ» (Косинское движение школьников) является добровольной общественной организацией, объединяющей учащихся школы с 5 по 11класс. Цель детской организации: помогать детям и подросткам проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине с целью улучшения себя и окружающей жизни. Задачи детской организации: - воспитывать гражданско–патриотические чувства; - изучать, осваивать и сохранять трудовые, героические и духовные традиции своего народа; - развивать творческие способности; - воспитывать толерантное отношение к окружающим. Организационное строение: - Организация открыта для всех детских объединений и организаций. - Основу организации составляют группы, сформированные из классов, которые имеют свою классную символику (название, девиз, песню). - Членом организации может стать любой учащийся школы. - Высшим руководящим органом организации «КДШ» является общее собрание всех членов организации. Координирующий орган всей текущей работы – Совет дела, который собирается для организации общешкольных коллективных дел. Члены Совета ежегодно избираются на общем сборе – старте. Совет дела наделён правом решать особо важные задачи и вопросы организации и проведения общешкольных мероприятий. Воспитание в детском общественном объединении «КДШ» осуществляется через: - поддержку деловых и неформальных отношений, основанных на соблюдении принципов добровольности, системности, поддержки инициативы, принципа «право на ошибку», сотрудничества и принципа «естественного роста»; - организацию общественно полезных дел и социально значимых практик, дающих возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, гимназии, обществу в целом; - сборы (сбор-старт, сбор-контакт) – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения «КДШ» для обсуждения вопросов планирования и анализа проведенных мероприятий; - «Школу актива» развивающую первичные навыки общественно полезной деятельности, способствующую формированию лидерских качеств у обучающихся; - поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении. Данное направление реализуется посредством введения и распространения символики объединения (эмблема, песня, девиз-слоган; - организацию участия членов детского общественного объединения «КДШ» в реализации практик Общественно-государственной детскоюношеской организации «Российское движение школьников». 3. Волонтерство - это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом: на внешкольном уровне: − посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации; − привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям) - в проведении культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений; − участие обучающихся (с согласия родителей (законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся; на уровне образовательной организации: участие обучающихся в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы. На базе образовательной организации создан волонтерский отряд «Волонтёры» 4. Отряд «Косинские юные инспектора движения» (КЮИД) и его деятельность:Пропагандистская деятельность предполагает разъяснительную работу для детей младшего школьного и подросткового возраста по вопросам безопасного поведения на улицах и дорогах посредством проведения бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических утренников, праздников, постановки спектаклей, создания агитбригад, а также через создание и использование наглядной агитации безопасного поведения участников дорожного движения, участие во всех окружных профилактических мероприятиях, конкурсах и др. Информационная деятельность направлена на информирование участников образовательного процесса и образовательного сообщества о проблемах детского дорожно-транспортного травматизма и основах безопасного поведения на улицах и дорогах. Такая деятельность предполагает организацию работы по результатам работы отряда ЮИД, создание стендов «ЮИД в действии», стенгазет «Юный инспектор движения», листков «За безопасность движения», размещение значимой информации на сайте образовательного учреждения и другой информационной работы. Шефская деятельность предусматривает разъяснительную работу по пропаганде основ безопасного поведения на улицах и дорогах для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, правил дорожного движения в школе с использованием различных наглядных средств, а также организация среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения, разучивание песен и стихов. Патрульная деятельность предполагает участие патрулировании и рейдах вместе со взрослыми в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков Правил дорожного движения; информирование родителей о нарушении школьниками Правил дорожного движения; дежурство у перекрестков в районе школы; организацию практических игр на территории велогородков безопасности дорожного движения и велоплощадок; участие в создании велоплощадок на пришкольных участках и в других местах, выделенных для этой цели; работу с юными велосипедистами. 3.7. «Экскурсии, походы» Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» в рамках следующих видов и форм деятельности: • Ежегодный туристический поход «Тропа испытаний» с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например: конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету; • Ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников; • Регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.); • Ежегодные выездные посещения спектаклей Кудымкарского драматического театра; • Ежегодные выездные экскурсии в Кудымкарский краеведческий музей им. Субботина-Пермяка; • Ежегодные выездные экскурсии в Косинский краеведческий музей; • Поездки в населенные пункты Косинского муниципального округа в рамках фестиваля «Гажа горт»; • Поездки в г. Пермь на выставки известных художников («Пермская ярмарка»); • Лыжные эстафеты зимой с детьми и родителями; • Посещение передвижных выставок на базе КДЦ, Косинской центральной библиотеки; • Посещение и участие в мероприятиях КДЦ, Косинской центральной библиотеки и сельских библиотек. 3.8. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. В МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» реализуется программа профориентационной работы, которая ориентирована на обучающихся школы с 1 по 11 класс. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности: • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; • экскурсии на предприятия, расположенные на территории Косинского муниципального округа, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии: - Косинский районный суд; - Косинский мировой суд - ГКУ "Косинское лесничество"; - Пункт полиции с дислокацией в с. Коса МО МВД России "Кочевский"; - Косинская пожарная часть №70; - Отделение Сбербанка; - МБУЗ «Северная больница КПО»; - Косинское почтовое отделение; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования; • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет. • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков; • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. 3.9. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: • Школьная газета «Большая перемена». Актуальность выпуска номеров школьных газет заключается в том, что они способствует привлечению подростков к участию в работе СМИ, в частности выявлению интересов, потребностей и склонностей обучающихся, а также развитию их творческих способностей Цель: организация работы учеников школы по созданию школьной газеты и информирование о школьной жизни. Задачи: - привлечение школьников разного возраста к участию в создании газеты; - обучение школьников базовым знаниям и умениям, необходимым в работе журналиста и редактора; Реализация создания школьной газеты предполагает: 1. организацию выпуска газеты форматом А-3, А-4 объемом от 4 страниц в цветном варианте. 2. первоначальный сбор и накопление информации, ее обработку, набор текстов заметок и статей в школьном компьютерном кабинете в программе Microsoft Word, Microsoft Publisher. 3. создание банка фотоматериалов со школьных мероприятий с использованием фотоаппарата и компьютера для их обработки. 4. макетирование газеты, вычитывание, внесение корректорской и редакторской правки газетных материалов учащимися и учителями, ответственными за выпуск. 5. распространение газеты среди администрации школы, педагогов, школьников и их родителей. 6. вся работа в газете ведется на общественных началах в соответствии с планом. Участники проекта: группа заинтересованных учащихся 4 – 10 классов под руководством наставника Ожидаемый результат: - Формирование коллектива школьников, способного решать разнообразные задачи, связанные с созданием школьной газеты; - Формирование у школьников навыков работы в коллективе, а также навыков организации индивидуального труда; - Социализация школьников, осознание ими особенностей ряда конкретных профессий - журналист, редактор, художник; - Информирование членов школьного коллектива о проблемах, успехах, новостях из жизни школы; - Выпуск газеты, «Большая перемена» - 1 раз в четверть. • Школьная страничка в соцсети ВКонтакте - разновозрастное сообщество школьников, родителей и педагогов, поддерживающее соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы. 3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: Направление работы: оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия. Мероприятия: оформление школы к традиционным мероприятиям (День Знаний, Новый год, День Победы и т.д.), лагерь дневного пребывания, мотивационные плакаты, уголок безопасности. Направление работы: размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.) Мероприятия: конкурсы и выставки рисунков к знаменательным датам календаря, стендовая презентация, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, отличники учебы, правовой уголок, информационные стенды «Твоя будущая профессия», «Отличники физической подготовки», уголок Здоровья, уголок «Правила дорожного движения» Направление работы: озеленение пришкольной территории, разбивка клумб. Мероприятия: проект «Школьный двор» (проектирование и разбивка клумб) Направление работы: благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми Мероприятия: оформление классных уголков, зонирование кабинетов: игровая зона, уголок природы, уголок чтения, уголок отдыха. Направление работы: событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.) Мероприятия: создание фотозоны к традиционным школьным праздникам, оформление календарных листов, оформление школы к традиционным мероприятиям Направление работы: акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. Мероприятия: оформление здания школы (Новый год, День Победы, День государственного флага, конкурс плакатов, создание Знамени Победы и др. знаменательные даты.) 3.11. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников проводится с целью привлечения их к совместной работе в свете требований ФГОС и обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника. Формы участия родителей или законных представителей школьников в управлении образовательным учреждением: социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг; эксперты качества образования; защитники прав и интересов ребёнка. Работа с родителями или законными представителями школьников обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования. На групповом уровне: 1. Участие родителей в управлении школой: • Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей. 2. Вовлечение родителей или законных представителей школьников в образовательный процесс: • Общешкольные родительские собрания – 4 раза в год в режиме обсуждения наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения школьников к собственному образованию, качества школьной жизни, учебных достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах деятельности; • Классные родительские собрания (1-11 классы), в тематике которых учитываются возрастные особенности детей, раскрывается накопленный опыт семейного воспитания; • Родительские дни, когда возможно посещение родителями школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе (коллективе) среди сверстников. • Школа в школе «Школа родительского образования » - это площадка для родителей, где проводятся вебинары, тренинги, фестивали, которые помогают обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе и дома. • работа «Консультационного пункта для родителей» (педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей); • взаимодействие с родителями посредством школьной странички ВКонтакте: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости. На индивидуальном уровне: • обращение к специалистам Кочёвского филиала ГБУПК «ЦППМСП» по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. • родительские дни, когда возможно посещение родителями школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе (коллективе) среди сверстников. • индивидуальные консультации родителей или законных представителей школьников со школьными специалистами, педагогами, администрацией c целью координации совместных усилий педагогов и родителей по вопросам реализации ФГОС ОО. Диагностические методы работы с родителями или законными представителями, служащие развитию родительской зрелости: наблюдение, индивидуальная беседа, тестирование, анкетирование, анализ детских рисунков и рассказов воспитанников о семье, метод ранжирования. Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение родителей в событийное пространство школьной жизни через совместную деятельность родителей и обучающихся. 3.12 Модуль «Моя Родина» Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Деятельность в рамках воспитательной работы данного модуля направлена на: - воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; - усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.; - развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье; - развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии; - формирование у учащихся представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства; - повышение уровня компетентности учащихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны; Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности являются: - мероприятия и проекты, направленные на развитие межпоколенческого диалога: (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурноэстетическихских взглядов, нравственных принципов, проекты «Дорогие мои старики», «Они прославили наш край, село», акция «Милосердие»,встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, с категорией «Дети войны», организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей ); - проекты и отдельные мероприятия, направленные на исследование истории родного края, села, природного и культурного наследия страны и Пермского края: исследовательская работа на уроках истории и обществознания, экскурсии в музеи; туристические поездки; экскурсии по родному краю; изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств; благоустройство территории школы; - отдельные мероприятия и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (ключевые дела школы, посвященные Дню Победы и дню защитника Отечества, линейки, посвященные памятны датам истории страны, края, округа ). 4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Анализ осуществляется ежегодно силами экспертов самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. В качестве школьных экспертов могут привлекаться учителя-предметники и классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования. Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основные направления самоанализа воспитательной деятельности: № п/п 1. 2. Направление Результаты воспитания, социализации саморазвития обучающихся Состояние совместной деятельности обучающихся взрослых Критерии Способ получения информации Динамика Педагогическое личностного наблюдение (в и развития протокол ШМО обучающихся – наличие каждого класса проблем) Наличие Беседы с интересной, обучающимися и событийно их родителями, и насыщенной и педагогическими личностно работниками, развивающей лидерами класса совместной и школы, (в деятельности протокол ШМО обучающихся и или Ответственные Оценочный инструментарий Классные руководители, заместитель директора по ВР Методика Н.П. Капустина Заместитель директора по ВР, педагог – организатор, классные руководители, активные родители Анкеты (опросы) для учащихся и родителей по итогам проведения воспитательных мероприятий взрослых педсовещания, педсовета – результаты качества воспитания по выбранным показателям) Показатели качества реализации Программы воспитания по модулям: № Показатели модуля п/п 3.1. Качество проводимых общешкольных ключевых дел 3.2. Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов 3.3. Качество организуемой в школе внеурочной деятельности 3.4. Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков 3.5. Качество существующего в школе самоуправления 3.6. 3.7. 3.8. Метод мониторинга Ответственный Анализ динамики результатов Заместитель анкетирования участников директора по ВР, педагог - организатор Анализ динамики отзывов Классный родителей (письменных) руководитель Анализ динамики результатов внеурочной деятельности (творческие отчеты) Анализ динамики результатов поведения и активности учащихся на уроках, ВШК Анализ динамики продуктивной активности обучающихся в жизнедеятельности класса (школы) Качество проводимых в Анализ динамики охвата детей школе экскурсий, походов и результативности проведенных экскурсий, походов Качество работы школьных Отчет о наличии медиа содержательной информации о трансляции воспитательной практики Качество организации -Информация о наличии и предметно-эстетической выполнении паспорта среды развития кабинета; -Информация о наличии функциональных зон активного и тихого отдыха в свободном пространстве школы Заместитель директора по ВР, педагог - организатор Заместитель директора по ВР Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Заместитель директора по классные руководители ВР, 3.9. Качество взаимодействия Анализ динамики охвата Классный школы и семей детей/родителей и руководитель обучающихся результативности проведенных совместных мероприятий 3.10. Качество воспитательной Динамика показателей отчета Заместитель работы классных классного руководителя по директора по руководителей установленной форме классные руководители ВР,