Рабочая программа воспитания

СОДЕРЖАНИЕ
№

РАЗДЕЛЫ

Стр.

Пояснительная записка
I

3

Особенности организуемого в школе воспитательного 3-4
процесса

II

Цель и задачи воспитания

4-9

III

Виды, формы и содержание деятельности

9

3.1.

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

9-12

3.2.

Модуль «Классное руководство»

12-15

3.3.

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

15-17

3.4.

Модуль «Школьный урок»

17-18

3.5.

Модуль «Самоуправление»

19-20

3.6.

Модуль «Детские общественные объединения»

20-23

3.7.

Модуль «Экскурсии, походы»

23-24

3.8.

Модуль «Профориентация»

24-26

3.9.

Модуль «Школьные медиа и СМИ»

26-27

3.10.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

27-28

3.11.

Модуль «Работа с родителями»

28-30

3.12

Модуль «Моя Родина»

30-31

IV

Основные направления самоанализа воспитательной 31-34
работы

V

Приложения:
Календарный план

воспитательной работы

МБОУ

«Косинская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка
Программа воспитания МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная
школа» на 2021-2022 учебный год разработана на основе примерной
программы («Примерная программа воспитания», Москва, 2020г.) Данная
программа направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа
является обязательной частью основных образовательных программ МБОУ
«Косинская средняя общеобразовательная школа» и призвана помочь всем
участникам образовательного процесса реализовать воспитательный
потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу
воспитывающей организацией. Программа воспитания призвана обеспечить
достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС:
формировать у обучающихся основы российской идентичности; готовность к
саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и
социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности школы.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Здание МБОУ «Косинская
средняя общеобразовательная
школа»
находится по адресу ул. Ленина, д. 112, в центре села Коса, Косинского
округа, Пермского края. Школа расположена в двухэтажном здании.
Исполнение – белый кирпич. Действует с 1971 г. Также школа имеет
двухэтажное здание начальной школы, которое также расположено в с. Коса.
В 2019 году произошла реорганизация МБОУ «Косинская средняя
общеобразовательная школа» путем присоединения "Пуксибской ООШ".
Данная школы находятся в селе Пуксиб. Осуществляется подвоз
обучающихся из с. Пуксиб, д. Н-Коса, п. Сосновка.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
взаимодействии школы с общественными и культурными организациями,
урочной и внеурочной деятельности. На территории села имеется КДЦ,
Центральная районная библиотека, ЦРБ, Косинский районный суд,
Косинский мировой суд, пункт полиции с дислокацией в с. Коса МО МВД
России "Кочевский", КДНиЗП, с которыми школа активно сотрудничает.
Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное
общее образование, основное общее образование, среднее общее
образование.

Воспитательный процесс в школе осуществляют: заместитель директора
по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, педагогбиблиотекарь, педагог - организатор, классные руководители. Педагогами
создаётся атмосфера взаимоуважения, поддержки каждого ученика.
Классные руководители, социальный педагог, администрация школы в своей
деятельности придерживаются принципов гуманности и толерантности.
Создаются условия для самореализации школьников. Все больше
возможностей предоставляется для того, чтобы каждый ребенок мог
проявить себя и быть успешным в том или ином направлении.
Основными традициями воспитания в МБОУ «Косинская средняя
общеобразовательная школа» являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого общешкольного дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
школьников является коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания
российских
школьников,
современный
национальный идеал
личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, –
это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа,
мир, знания, культура, здоровье, человек), была сформирована
общая цель воспитания в МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная
школа» – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (т.е. в усвоении социально значимых знаний);
2) в развитии позитивных отношений к этим общественным ценностям
(т.е. в развитии социально значимых отношений);
3) в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в
приобретении опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие
целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников,
обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить
себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В
этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально
значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых
дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический,
социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в
школе. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует
решение следующих основных задач:
1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
7. организовывать
для
школьников
экскурсии,
походы
и
реализовывать их воспитательный потенциал;
8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
9. организовать работу школьных медиа и СМИ, реализовывать их
воспитательный потенциал;
10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей;
12. организовать работу по гражданско- патриотическому воспитанию,
способствовать формированию ценностных представлений о любви
к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы МБОУ «Косинская
средняя общеобразовательная школа». Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
«Школа будет жить,
когда в ее стенах будут жить
красивые обычаи и традиции…»
Данный
модуль
раскрывает
уникальность
гуманистической
воспитательной системы школы, в основе которой находится продуктивнотрудовая деятельность обучающихся, учителей, родителей и представителей
социума, их гражданственность, инициативность, ответственность,
коллективизм, целеустремленность.
Воспитательное пространство школы представляет собой систему
условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами
этого пространства - детьми, педагогами, родителями. Задача поддержания
национальных традиций, воспитание духовной культуры, привитие любви к
своей малой Родине через осознание корней истории своего села и семейных
традиций – важнейший приоритет воспитательной системы школы.
Реализация ежегодных ключевых дел, жизнедеятельность разновозрастных,
разнопоколенных сообществ – реальное партнерство субъектов воспитания в
рамках
гуманистической
воспитательной
системы
«Школа
–
социокультурный центр села».
Механизмами усиления воспитательного потенциала выступают
ключевые общешкольные дела на нескольких уровнях.
На внешкольном уровне:
 Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой, социальной направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
-патриотические акции «Бессмертный полк», «Вальс Победы», «Окно
Победы», «Голубь мира», «Цветок Победы»;
-экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно
участвуют не только родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура
сдается в приемные пункты);
-социальная акция «Красная лента».

• «Вахты Памяти». Ежегодное проведение Дней воинской славы к
знаменательным датам: День защитника Отечества, День Победы, 22 июня,
День Героев Отечества, День неизвестного солдата, с несением Поста №1 у
памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и
проведением Митингов для обучающихся школы и жителей села.
• Уход за памятником воинам, погибшим в годы Великой Отечественной
войны.
• Экологическая тропа «Чистое село». Очистка от мусора территории у
реки и водоёмов.
• Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча
родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН
и ЗП, ПДН);
• Праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «День
Матери», «День защиты детей», «Масленица», «День Защитника Отечества»,
«8 Марта», «День Победы», «Праздник успеха», «Новый год», которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих.
Школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня,
направлены на воспитание жизнеспособной, трудоспособной, социально
активной личности, умеющей и желающей строить свою жизнь на селе,
трудиться на благо села, заряженной патриотизмом по отношению к малой
Родине, с чувством ответственности за нее.
На школьном уровне:
Наши праздники, так называемые праздничные дни, - это
торжественные эмоционально-окрашенные подведением некоторых итогов
школьных долгосрочных социально-значимых проектов. В целом эта система
Ключевых дел направлена на познание историко-культурных корней,
осознание неповторимости малой Родины, ее судьбы, неразрывность с ней,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и
современников:
• День Знаний – традиционный общешкольный праздник, состоящий из
серии тематических классных часов, экспериментальных площадок. Особое
значение этот день имеет для учащиеся 1-х и 11-х классов, закрепляя идею
наставничества, передачи традиций, разновозрастных межличностных
отношений в школьном коллективе.
• «Ученик года» – конкурс, который проводится в целях выявления
наиболее значительных учебных достижений учащихся школы, развития
интеллектуальных, познавательных способностей, расширения кругозора
учащихся, а также формирования навыков коллективной работы в сочетании

с самостоятельностью учащихся, творческого усвоения и применения
знаний.
• Смотр строя и песни – это показательный смотр, который проводится
по сложившейся традиции ежегодно перед 9 мая. Обучающиеся показывают
выполнение основных строевых команд и строевую маршировку в
сопровождении военной песни.
• Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела:
«День самоуправления», «День матери», «Новый год», «День Защитника
Отечества», «Международный женский день», «День Победы», «Праздник
Последнего звонка», связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы.
• Спортивные состязания: спартакиада школьников (осенний кросс,
лыжные гонки, весенний кросс), Лыжня России.
• Научно-практическая
конференция
(подготовка
проектов,
исследовательских работ и их защита).
• Праздник успеха, на котором проходит церемония награждения (по
итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни
школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы.
• Еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с
вручением грамот и благодарностей.
• На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение Коллективных Творческих дел класса, игры на сплочения
классного коллектива;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
• На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей и т.п.;
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• создание ситуации успеха и раскрытие творческого потенциала
обучающихся

• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.
• 3.2. Модуль «Классное руководство»
• Главное предназначение классного руководителя - создать условия для
становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать
человека, способного достойно занять своё место в жизни.
• Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися класса;
работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями
учащихся (законными представителями).
• Работа с классом:
• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
Школе;
• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса, позволяющие с одной
стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем
самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
• Формированию и сплочению коллектива класса способствуют
следующие дела, акции, события, проекты, занятия:
• Классные часы:
• -тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные
юбилейным датами: Дням воинской славы, событию в классе, в селе, стране),
способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического
вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину.
• -игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию
настроения, предупреждающие стрессовые ситуации.
• -проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в
классе, Школе, позволяющие решать спорные вопросы.

• -организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу.
• -здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного
поведения в социуме, ведения здорового образа жизни заботы о здоровье
других людей.
• «День именинников». Это форма, которая позволяет классному
руководителю за чашкой чая под звуки легкой музыки узнать много
интересного о каждом ребенке, об интересах своих воспитанников,
симпатиях.
• «День сюрпризов». Дело, организованное одной из групп
одноклассников (5-7 человек). Это может быть викторина, спортивная
эстафета, мастер-класс, игровая программа «Спортивные состязания» с
выходом на природу, и др. Ребята самостоятельно или совместно с классным
руководителем готовят сюрприз для всего класса. Целью является творческая
самореализация детей посредством игровой деятельности, воспитание
умения работать в команде, согласовывать свои действия.
• Ежегодные «Встречи с интересными жителями села, тружениками тыла
и детьми войны». Эта форма позволяет узнать много интересного из жизни
наших земляков, позволяет привить интерес к истории своей малой родины,
формирует чувство гражданственности, любви к Отечеству.
• Классные часы профилактической направленности. Данная форма
классных часов направлена на формирование у обучающихся правовых
знаний, чувства ответственности за свое здоровье и безопасное поведение в
социальных сетях, социуме, также профилактике социальных болезней,
пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и травматизма.
• Классные руководители в работе над сплочением коллектива
используют разнообразные формы. Это однодневные походы и экскурсии,
организуемые вместе с родителями; празднования дней рождения детей,
класса, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления, дающие каждому школьнику возможность рефлексии
собственного участия в жизни коллектива.
• Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при
необходимости) – со школьным психологом;
• изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями –
предметниками, медицинским работником школы;

• использование опросников, которые дают возможность изучить
мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или
• класса в целом, уровень тревожности учащихся класса;
• проведение мониторингов «Уровень воспитанности обучающихся»,
«Уровень социальной зрелости выпускника»;
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и
неудачи;
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
• «Работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в
группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации».
• Работа направлена на контроль за свободным времяпровождением.
• Формы и виды работы:
• вовлечение детей в кружковую работу, наделение общественными
поручениями в классе делегирование отдельных поручений, ежедневный
контроль, беседы с родителями;
• вовлечение в школьные события.
• Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единых мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

• Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
• «Консультационный
пункт».
Беседа
родителей,
педагогов,
администрации (при необходимости) с целью оказания помощи родителям
школьников или их законным представителям в регулировании отношений
между ними, администрацией Школы и учителями-предметниками.
• Родительское собрание. Организация родительских собраний
(тематических,
организационных,
аналитических,
итоговых,
комбинированных, совместно с учителями-предметниками, совместно с
детьми), проводимых в режиме обсуждения наиболее острых проблем
обучения и воспитания школьников; родительский комитет. Создание и
организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении Школой и решении вопросов воспитания и обучения детей;
вебинаров. Привлечение родителей (законных представителей) к просмотру
вебинаров воспитательной направленности, Всероссийского родительского
собрания.
• «День открытых дверей». Организация таких дней, дает возможность
родителям посетить уроки и мероприятия в школе и классе, узнать как
ребенок занимается на уроке и во внеурочное время.
• Совместные дела. Организация на базе класса семейных праздников,
конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и Школы;
анкетирование и тестирование родителей создание и организация работы
родительских
комитетов
классов,
участвующих
в
управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения
их детей.
• Регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом.
• Помощь родителям школьников (законным представителям) в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность в образовательной организации организуется
по направлениям развития личности в соответствии с образовательным
стандартом:
спортивно-оздоровительное,
общекультурное,
общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.
Целью внеурочной деятельности обучающихся является повышение
качества образования и реализации процесса становления личности ребёнка.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Часы,
отведённые на внеурочную деятельность, реализуются по выбору
обучающихся и родителей.

Внеурочная
деятельность
позволяет
учитывать
особенности,
образовательные потребности и интересы обучающихся, а также
возможности образовательной организации и решает следующие задачи:
- развитие познавательной, социальной, творческой, проектно
исследовательской активности ребёнка, его нравственных качеств;
- формирование у школьников целостного и эмоционально – образного
восприятие мира.
Направления
Наименования рабочей программы
развития личности
Духовно-нравственное · «История в лицах» «Юные инспектора движения»
· «Косинское школьное лесничество»
· «Юнармия»
· «Горт менам ойвывся»
Общеинтеллектуальное

· «Я знаю русский!»
· «Математический практикум»
· «Минеральная
шкатулка»
«Увлекательная
математика»
· «Финансовая грамотность»
· «Компьютерная грамотность и графический
дизайн»
Общекультурное
· «Вокальный ансамбль»
· «В мире информации»
· «Студия творческих идей»
· «Аккорд».
Спортивно · «ОПФ»
оздоровительное
· «Волейбол»
· «Баскетбол»
· «Шахматы для начинающих»
Социальное
· «Пресс-центр»
· «Мой выбор»
· «Основы проектирования»
Каждое направление внеурочной воспитательной работы и ее
тематическое наполнение направлено на обогащение опыта коллективного
взаимодействия ребенка в различных видах деятельности. Это, без сомнений,
дает колоссальный воспитательный эффект в целом.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными

особенностями их воспитанников, ведущую деятельность. Все это в процессе
организации учебной деятельности обеспечивает:
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со всеми участниками образовательного
процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через
знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка
обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
• организация предметных образовательных событий для обучающихся с
целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в
различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих
способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями;
• проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс,
урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (игра
«Что? Где? Когда?», викторины, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
• установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной
деятельности через использование занимательных элементов, историй из
жизни современников;
• использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий
обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся
(программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях,
мультимедийные презентации, научно-популярные
передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
• использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод
содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие
ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков
людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям,
проведение Уроков мужества;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных,
нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных

взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или
проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или работы в
парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими
детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен
внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада
каждого в общий результат;
• использование визуальных образов (предметно-эстетической среды,
наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности,
совместно производимые видеоролики по темам урока);
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока,
лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на
уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока
(сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия,
создание ситуации успеха);
• организация кураторства мотивированных и эрудированных
обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках,
соревнованиях, научно-практических конференциях, форумах, авторские
публикации в изданиях выше школьного уровня, авторские проекты,
изобретения, получившие общественное одобрение, успешное прохождение
социальной и профессиональной практики);
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и
обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям,
отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной
деятельности.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации.

Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в
детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
• через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого
для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы;
• через деятельность Совета лидеров, объединяющего лидеров классов
для информирования учащихся и получения обратной связи от классных
коллективов;
• через работу постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов и т.п.);
• через деятельность временных творческих советов, отвечающих за
проведение мероприятий, праздников, вечеров, акций, в том числе
традиционных: «День самоуправления», «День матери», «Новый год», «День
Защитника Отечества», «Международный женский день», «Праздник
Последнего звонка»
• через работу школьного медиацентра, в который входит редакция
школьной газеты, которая является инициатором и организатором ряда
мероприятий. На печатных и виртуальных страницах газеты размещается
информация о готовящихся и проведенных в школе мероприятиях,
спортивных и творческих достижениях и успехах обучающихся и педагогов
школы. Данные мероприятия позволят получить опыт организатора,
реализовать свой творческий потенциал, проявить себя в одной из
возможных ролей (организатора, корреспондента, члена редколлегии,
редактора, ответственного за оформление и т.д.).
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям
обучающихся класса (старост), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел,
штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);

• через организацию на принципах самоуправления жизни детских
групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии,
осуществляемую через систему распределяемых среди участников
ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и классных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
1.
Действующее
на
базе
МБОУ
«Косинская
средняя
общеобразовательная
школа»
детское
общественное
объединение
«ЮНАРМИЯ» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся
на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в
уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от
19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях"
(ст. 5).
Движение «ЮНАРМИЯ» помогает получить ценностную ориентацию,
сформировать нравственную позицию, раскрыть духовный потенциал
личности. Деятельность Движения направлена на воспитание в юнармейцах
доброты, сочувствия, совестливости, честности, верности, достоинства,
любови к Родине, культуре. Большое внимание уделяется экологическому
сознанию подростков, уважительному отношению к семье.
В рядах «ЮНАРМИИ» формируется чувство ответственности за свои
поступки и действия, инициативность, самостоятельность - качества,
характеризующие настоящего гражданина своей страны. Подростки учатся
взаимодействовать друг с другом; выявляют и анализируют вопросы
развития гражданского общества, находят пути их решения через реализацию
социально значимых проектов
Отличительная черта каждого юнармейца - хорошая физическая
подготовка и здоровый образ жизни. Спорт развивает физическую форму и
отлично компенсирует многочасовое пребывание за школьной партой и
компьютером. Благодаря регулярным занятиям спортом, юнармейцы
укрепляют своё здоровье, становятся сильными, ловкими и выносливыми.
Участие в соревнованиях и в спортивных играх воспитывают у юнармейцев
командный дух, развивают навыки слаженного взаимодействия в коллективе.
Движение
«ЮНАРМИЯ»
создает
условия
для
развития
интеллектуального
потенциала
каждого
юнармейца.
Программы

интеллектуального развития способствуют формированию у подростков
различных типов мышления, умению анализировать исторические процессы
и события, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также развивают
навыки ораторского мастерства, позволяющие легко и свободно общаться.
«ЮНАРМИЯ» формирует положительную мотивацию к выполнению
конституционного долга и готовит юношей к службе в Вооруженных Силах
Российской Федерации.
2. Детское объединение «КДШ» (Косинское движение школьников)
является добровольной общественной организацией, объединяющей
учащихся школы с 5 по 11класс.
Цель детской организации: помогать детям и подросткам проявлять
заботу друг о друге, коллективе, о Родине с целью улучшения себя и
окружающей жизни.
Задачи детской организации:
- воспитывать гражданско–патриотические чувства;
- изучать, осваивать и сохранять трудовые, героические и духовные
традиции своего народа;
- развивать творческие способности;
- воспитывать толерантное отношение к окружающим.
Организационное строение:
- Организация открыта для всех детских объединений и организаций.
- Основу организации составляют группы, сформированные из классов,
которые имеют свою классную символику (название, девиз, песню).
- Членом организации может стать любой учащийся школы.
- Высшим руководящим органом организации «КДШ» является общее
собрание всех членов организации.
Координирующий орган всей текущей работы – Совет дела, который
собирается для организации общешкольных коллективных дел. Члены
Совета ежегодно избираются на общем сборе – старте.
Совет дела наделён правом решать особо важные задачи и вопросы
организации и проведения общешкольных мероприятий.
Воспитание в детском общественном объединении «КДШ»
осуществляется через:
- поддержку деловых и неформальных отношений, основанных на
соблюдении принципов добровольности, системности, поддержки
инициативы, принципа «право на ошибку», сотрудничества и принципа
«естественного роста»;
- организацию общественно полезных дел и социально значимых
практик, дающих возможность получить важный для их личностного

развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям,
гимназии, обществу в целом;
- сборы (сбор-старт, сбор-контакт) – формальные и неформальные
встречи членов детского общественного объединения «КДШ» для
обсуждения вопросов планирования и анализа проведенных мероприятий;
- «Школу актива» развивающую первичные навыки общественно
полезной деятельности, способствующую формированию лидерских качеств
у обучающихся;
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении. Данное направление
реализуется посредством введения и распространения символики
объединения (эмблема, песня, девиз-слоган;
- организацию участия членов детского общественного объединения
«КДШ» в реализации практик Общественно-государственной детскоюношеской организации «Российское движение школьников».
3. Волонтерство - это участие обучающихся в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание,
забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную
культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект,
эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
на внешкольном уровне:
− посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям,
проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации;
− привлечение обучающихся к совместной работе с учреждениями
социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры
социальной помощи семье и детям) - в проведении культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих
учреждений;
− участие обучающихся (с согласия родителей (законных представителей) к
сбору помощи для нуждающихся;
на уровне образовательной организации: участие обучающихся в
организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями
школы.
На базе образовательной организации создан волонтерский отряд
«Волонтёры»

4. Отряд «Косинские юные инспектора движения» (КЮИД) и его
деятельность:Пропагандистская деятельность предполагает разъяснительную
работу для детей младшего школьного и подросткового возраста по вопросам
безопасного поведения на улицах и дорогах посредством проведения бесед,
викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических
утренников, праздников, постановки спектаклей, создания агитбригад, а
также через создание и использование наглядной агитации безопасного
поведения участников дорожного движения, участие во всех окружных
профилактических мероприятиях, конкурсах и др.
Информационная деятельность направлена на информирование участников
образовательного процесса и образовательного сообщества о проблемах
детского дорожно-транспортного травматизма и основах безопасного
поведения на улицах и дорогах. Такая деятельность предполагает
организацию работы по результатам работы отряда ЮИД, создание стендов
«ЮИД в действии», стенгазет «Юный инспектор движения», листков «За
безопасность движения», размещение значимой информации на сайте
образовательного учреждения и другой информационной работы.
Шефская деятельность предусматривает разъяснительную работу по
пропаганде основ безопасного поведения на улицах и дорогах для детей
дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, правил
дорожного движения в школе с использованием различных наглядных
средств, а также организация среди школьников конкурсов рисунков по теме
безопасности дорожного движения, разучивание песен и стихов.
Патрульная деятельность предполагает участие патрулировании и рейдах
вместе со взрослыми в целях предотвращения нарушений со стороны детей и
подростков Правил дорожного движения; информирование родителей о
нарушении школьниками Правил дорожного движения; дежурство у
перекрестков в районе школы; организацию практических игр на территории
велогородков безопасности дорожного движения и велоплощадок; участие в
создании велоплощадок на пришкольных участках и в других местах,
выделенных для этой цели; работу с юными велосипедистами.
3.7. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться
к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,

имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в МБОУ
«Косинская средняя общеобразовательная школа» в рамках следующих
видов и форм деятельности:
• Ежегодный туристический поход «Тропа испытаний» с участием
команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников,
включающий в себя, например: конкурс туристской кухни, конкурс
туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков,
комбинированную эстафету;
• Ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников;
• Регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в классах
их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк»,
«Приметы весны» и т.п.);
• Ежегодные выездные посещения спектаклей Кудымкарского
драматического театра;
• Ежегодные выездные экскурсии в Кудымкарский краеведческий музей
им. Субботина-Пермяка;
• Ежегодные выездные экскурсии в Косинский краеведческий музей;
• Поездки в населенные пункты Косинского муниципального округа в
рамках фестиваля «Гажа горт»;
• Поездки в г. Пермь на выставки известных художников («Пермская
ярмарка»);
• Лыжные эстафеты зимой с детьми и родителями;
• Посещение передвижных выставок на базе КДЦ, Косинской
центральной библиотеки;
• Посещение и участие в мероприятиях КДЦ, Косинской центральной
библиотеки и сельских библиотек.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
В МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа» реализуется
программа профориентационной работы, которая ориентирована на
обучающихся школы с 1 по 11 класс. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору,
педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный
взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только

профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия, расположенные на территории Косинского
муниципального округа, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии:
- Косинский районный суд;
- Косинский мировой суд
- ГКУ "Косинское лесничество";
- Пункт полиции с дислокацией в с. Коса МО МВД России "Кочевский";
- Косинская пожарная часть №70;
- Отделение Сбербанка;
- МБУЗ «Северная больница КПО»;
- Косинское почтовое отделение;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей,
дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайнтестирования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет.
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых
уроков;
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;

• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в
рамках курсов дополнительного образования.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации)
– развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
• Школьная газета «Большая перемена». Актуальность выпуска номеров
школьных газет заключается в том, что они способствует привлечению
подростков к участию в работе СМИ, в частности выявлению интересов,
потребностей и склонностей обучающихся, а также развитию их творческих
способностей
Цель: организация работы учеников школы по созданию школьной
газеты и информирование о школьной жизни.
Задачи:
- привлечение школьников разного возраста к участию в создании
газеты;
- обучение школьников базовым знаниям и умениям, необходимым в
работе журналиста и редактора;
Реализация создания школьной газеты предполагает:
1. организацию выпуска газеты форматом А-3, А-4 объемом от 4
страниц в цветном варианте.
2. первоначальный сбор и накопление информации, ее обработку, набор
текстов заметок и статей в школьном компьютерном кабинете в программе
Microsoft Word, Microsoft Publisher.
3. создание банка фотоматериалов со школьных мероприятий с
использованием фотоаппарата и компьютера для их обработки.
4. макетирование газеты, вычитывание, внесение корректорской и
редакторской правки газетных материалов учащимися и учителями,
ответственными за выпуск.
5. распространение газеты среди администрации школы, педагогов,
школьников и их родителей.
6. вся работа в газете ведется на общественных началах в соответствии с
планом.
Участники проекта: группа заинтересованных учащихся 4 – 10 классов
под руководством наставника

Ожидаемый результат:
- Формирование коллектива школьников, способного решать
разнообразные задачи, связанные с созданием школьной газеты;
- Формирование у школьников навыков работы в коллективе, а также
навыков организации индивидуального труда;
- Социализация школьников, осознание ими особенностей ряда
конкретных профессий - журналист, редактор, художник;
- Информирование членов школьного коллектива о проблемах, успехах,
новостях из жизни школы;
- Выпуск газеты, «Большая перемена» - 1 раз в четверть.
• Школьная страничка в соцсети ВКонтакте - разновозрастное
сообщество школьников, родителей и педагогов, поддерживающее
соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения
деятельности
образовательной
организации
в
информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и
родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
Направление работы: оформление интерьера школьных помещений
(вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их
периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством
разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные
занятия.
Мероприятия: оформление школы к традиционным мероприятиям (День
Знаний, Новый год, День Победы и т.д.), лагерь дневного пребывания,
мотивационные плакаты, уголок безопасности.
Направление работы: размещение на стенах школы регулярно
сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им
реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами
друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов
об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых

делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и
т.п.)
Мероприятия: конкурсы и выставки рисунков к знаменательным датам
календаря, стендовая презентация, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, отличники
учебы, правовой уголок, информационные стенды «Твоя будущая
профессия», «Отличники физической подготовки», уголок Здоровья, уголок
«Правила дорожного движения»
Направление работы: озеленение пришкольной территории, разбивка
клумб.
Мероприятия: проект «Школьный двор» (проектирование и разбивка
клумб)
Направление
работы:
благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих
классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми
Мероприятия: оформление классных уголков, зонирование кабинетов:
игровая зона, уголок природы, уголок чтения, уголок отдыха.
Направление работы: событийный дизайн – оформление пространства
проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний,
торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний,
конференций и т.п.)
Мероприятия: создание фотозоны к традиционным школьным
праздникам, оформление календарных листов, оформление школы к
традиционным мероприятиям
Направление
работы:
акцентирование
внимания
школьников
посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты,
инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях,
правилах.
Мероприятия: оформление здания школы (Новый год, День Победы,
День государственного флага, конкурс плакатов, создание Знамени Победы и
др. знаменательные даты.)
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
проводится с целью привлечения их к совместной работе в свете требований
ФГОС и обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй
каждого воспитанника. Формы участия родителей или законных
представителей школьников в управлении образовательным учреждением:
социальные
заказчики
образовательных
услуг
и
исполнители

дополнительных образовательных услуг; эксперты качества образования;
защитники прав и интересов ребёнка.
Работа с родителями или законными представителями школьников
обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической
компетентности родительской общественности посредством различных форм
просвещения и консультирования.
На групповом уровне:
1.
Участие родителей в управлении школой:
• Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей.
2.
Вовлечение родителей или законных представителей школьников
в образовательный процесс:
• Общешкольные родительские собрания – 4 раза в год в режиме
обсуждения наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения
школьников к собственному образованию, качества школьной жизни,
учебных достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах
деятельности;
• Классные родительские собрания (1-11 классы), в тематике которых
учитываются возрастные особенности детей, раскрывается накопленный
опыт семейного воспитания;
• Родительские дни, когда возможно посещение родителями школьных
учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе
образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе
(коллективе) среди сверстников.
• Школа в школе «Школа родительского образования » - это площадка
для родителей, где проводятся вебинары, тренинги, фестивали, которые
помогают обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, интересную и
содержательную жизнь в школе и дома.
• работа «Консультационного пункта для родителей» (педагогическое
просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого
родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей);
• взаимодействие с родителями посредством школьной странички
ВКонтакте: размещается информация, предусматривающая ознакомление
родителей, школьные новости.
На индивидуальном уровне:
• обращение к специалистам Кочёвского филиала ГБУПК «ЦППМСП»
по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
• индивидуальное консультирование c целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
• родительские дни, когда возможно посещение родителями школьных
учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе
образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе
(коллективе) среди сверстников.
•
индивидуальные
консультации
родителей
или
законных
представителей школьников со школьными специалистами, педагогами,
администрацией c целью координации совместных усилий педагогов и
родителей по вопросам реализации ФГОС ОО.
Диагностические методы работы с родителями или законными
представителями, служащие развитию родительской зрелости: наблюдение,
индивидуальная беседа, тестирование, анкетирование, анализ детских
рисунков и рассказов воспитанников о семье, метод ранжирования.
Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение
родителей в событийное пространство школьной жизни через совместную
деятельность родителей и обучающихся.
3.12 Модуль «Моя Родина»
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда
являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая
благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под
гражданско-патриотическим
воспитанием
понимается
постепенное
формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к
её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего
места в обществе.
Деятельность в рамках воспитательной работы данного модуля направлена
на:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам
Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству»,
«правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об
этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих
понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в
контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона
и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном
взаимодействии;
- формирование у учащихся представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным
героям и культурным представлениям российского народа, развитие
мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей
объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения
и противоречивые периоды в развитии российского государства;
- повышение уровня компетентности учащихся в восприятии и
интерпретации социально-экономических и политических процессов, и
формирование на этой основе активной гражданской позиции и
патриотической ответственности за судьбу страны;
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной
деятельности являются:
- мероприятия и проекты, направленные на развитие межпоколенческого
диалога: (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со
старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и
семейных
традиций,
профессиональной
ориентации,
культурноэстетическихских взглядов, нравственных принципов, проекты «Дорогие мои
старики», «Они прославили наш край, село», акция «Милосердие»,встречи с
ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, с
категорией «Дети войны», организация помощи ветеранам, вдовам
ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных
обязанностей );
- проекты и отдельные мероприятия, направленные на исследование истории
родного края, села, природного и культурного наследия страны и Пермского
края: исследовательская работа на уроках истории и обществознания,
экскурсии в музеи; туристические поездки; экскурсии по родному краю;
изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с
природой и использованием ее богатств; благоустройство территории
школы;
- отдельные мероприятия и проекты, направленные на воспитание
уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (ключевые
дела школы, посвященные Дню Победы и дню защитника Отечества,
линейки, посвященные памятны датам истории страны, края, округа ).
4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их решения.
Анализ
осуществляется
ежегодно
силами
экспертов
самой
образовательной организации с привлечением (при необходимости и по

решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
В качестве школьных экспертов могут привлекаться учителя-предметники и
классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги
дополнительного образования.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления самоанализа воспитательной деятельности:
№
п/п
1.

2.

Направление

Результаты
воспитания,
социализации
саморазвития
обучающихся
Состояние
совместной
деятельности
обучающихся
взрослых

Критерии

Способ
получения
информации
Динамика
Педагогическое
личностного
наблюдение (в
и развития
протокол ШМО
обучающихся
–
наличие
каждого класса проблем)
Наличие
Беседы с
интересной,
обучающимися и
событийно
их родителями,
и насыщенной и педагогическими
личностно
работниками,
развивающей
лидерами класса
совместной
и школы, (в
деятельности
протокол ШМО
обучающихся и или

Ответственные

Оценочный
инструментарий

Классные
руководители,
заместитель
директора по ВР

Методика
Н.П. Капустина

Заместитель
директора по ВР,
педагог
–
организатор,
классные
руководители,
активные
родители

Анкеты (опросы)
для учащихся и
родителей
по
итогам
проведения
воспитательных
мероприятий

взрослых

педсовещания,
педсовета –
результаты
качества
воспитания по
выбранным
показателям)

Показатели качества реализации Программы воспитания по модулям:
№
Показатели
модуля
п/п
3.1.
Качество
проводимых
общешкольных ключевых
дел
3.2.
Качество
совместной
деятельности
классных
руководителей и их классов
3.3.
Качество организуемой в
школе
внеурочной
деятельности
3.4.
Качество
реализации
личностно развивающего
потенциала
школьных
уроков
3.5.
Качество существующего в
школе самоуправления

3.6.

3.7.

3.8.

Метод мониторинга

Ответственный

Анализ динамики результатов Заместитель
анкетирования участников
директора по ВР,
педагог - организатор
Анализ динамики отзывов Классный
родителей (письменных)
руководитель
Анализ динамики результатов
внеурочной
деятельности
(творческие отчеты)
Анализ динамики результатов
поведения
и
активности
учащихся на уроках, ВШК

Анализ
динамики
продуктивной
активности
обучающихся
в
жизнедеятельности
класса
(школы)
Качество проводимых в Анализ динамики охвата детей
школе экскурсий, походов
и
результативности
проведенных
экскурсий,
походов
Качество работы школьных Отчет
о
наличии
медиа
содержательной информации
о трансляции воспитательной
практики
Качество
организации -Информация о наличии и
предметно-эстетической
выполнении
паспорта
среды
развития кабинета;
-Информация
о
наличии
функциональных
зон
активного и тихого отдыха в
свободном
пространстве
школы

Заместитель
директора по ВР,
педагог - организатор
Заместитель
директора по ВР

Классный
руководитель

Классный
руководитель

Классный
руководитель

Заместитель
директора по
классные
руководители

ВР,

3.9.

Качество взаимодействия Анализ
динамики
охвата Классный
школы
и
семей детей/родителей
и руководитель
обучающихся
результативности
проведенных
совместных
мероприятий

3.10.

Качество воспитательной Динамика показателей отчета Заместитель
работы
классных классного руководителя по директора по
руководителей
установленной форме
классные
руководители

ВР,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».