Учебный план основного общего образования для обучающихся с ЗПР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Косинская средняя общеобразовательная школа"
Косинский муниципальный округ, Пермский край

Выписка из основной образовательной программы
основного общего образования,
приказ МБОУ «Косинская СОШ»
от 29.08.2025г. №290-ОД

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
для обучающихся с ЗПР
на 2025 – 2026 учебный год

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от 27.08.2025 № 10

Коса, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Косинская средняя общеобразовательная школа" реализующего адаптированную основную
общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (далее – АООП ООО обучающихся с ЗПР), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
предметных областей и коррекционно-развивающей области, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса,
а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации.
Учебный план разработан на основе ФАОП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7) и в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС
ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность
коррекционных курсов по Программе коррекционной работы.
В основу учебного плана положен 1-й вариант учебного плана ФАОП ООО для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) – для общеобразовательных
организаций, в которых обучение ведется на русском языке (п. 196.6.1 ФАОП ООО).
В учебном плане представлены 10 предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся.
Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными курсами, необходимыми
для преодоления или ослабления нарушения с учетом индивидуальных особенностей
обучающегося с ЗПР. В образовательной организации предусмотрены индивидуальные или
групповые формы проведения занятий, их чередование и количественное соотношение
определяются образовательной организацией. Индивидуальные коррекционно-развивающие
занятия направлены на преодоление индивидуальных дефицитов развития и обучения. Решение
о предоставлении индивидуальных занятий ребенку принимает ППк образовательной
организации.
Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения
образовательной программы основного общего образования. Продолжительность учебного года
основного общего образования составляет 34 недели в 5–8-х классах и 33 недели в 9-м классе.
Соответственно, весь период обучения на уровне основного общего образования составляет 169
учебных недель.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки: в 5
классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 33 часа.
Общее количество часов учебных занятий за пять лет не может составлять менее 5338
академических часов и более 5848 академических часов.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного
плана включает в себя 16 учебных предметов:
1.
«Русский язык»
2.
«Литература»
3.
«Иностранный язык (английский)»
4.
«Математика»
5.
«Информатика»
6.
«История»
7.
«Обществознание»
8.
«География»
9.
«Физика»
10.
«Химия»
11.
«Биология»
12.
«Изобразительное искусство»
13.
«Музыка»
14.
«Труд (технология)»
15.
«Физическая культура»
16.
«Основы безопасности и защиты Родины»
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Косинская средняя
общеобразовательная школа" языком обучения является русский язык.
В связи с отсутствием заявлений родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся не осуществляется изучение предметной области «Родной
язык и литературное чтение на родном языке».
В предметной области «Иностранные языки» предусматривается изучение одного
иностранного языка по причине особенностей психофизического развития обучающихся с ЗПР,
дефицитов фонематического восприятия и недостаточности всех компонентов речевого
развития. На изучение предмета «Иностранный язык» отводится по 3 часа в неделю.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Физическая
культура» составляет 2 часа в неделю, третий час реализуется за счет часов внеурочной
деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций.
Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается или соответствует
возрастной норме, образовательная организация по согласованию с родителями (их законными
представителями) обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом «Физическая
культура» и «Адаптивная физическая культура».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, курсов, модулей по выбору
обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в
том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии, в
совершенствовании функциональной грамотности, а также учитывающих этнокультурные,
профориентационные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, использовано для увеличения
учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части, в том числе на углубленном уровне:
 курс «Спортивные игры», в 5-8 класс (1 час в неделю), в 9класс (0,5ч. в неделю) –
дополняет учебный предмет «Физическая культура» и является третьим часом
физической активности.
 курс «Информатика», 5-6 классах (1 часу в неделю), – направлен на подготовку
обучающихся к освоению учебного предмета «Информатика»;
 курс «Школа проектирования», 7-8 классы (1 часу в неделю), – курс позволяет
формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых
для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
 «Введение в новейшую историю России» (0,5ч. в неделю) - модуль включен в
программу, чтобы познакомить обучающихся с ключевыми событиями новейшей
истории России, предваряя систематическое изучение отечественной истории XX начала XXIв. в 10-11 классах. В учебном плане предусмотрено изучение модуля
отдельным курсом в части, формируемой участниками образовательных
отношений объемом 17 часов
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения АООП
ООО (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от
урочной.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательной организации. Содержание данных
занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей).
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на
освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов, из которых не менее 5 часов
выделяются на обязательные коррекционные курсы и, при необходимости, на дополнительные
коррекционно-развивающие занятия в соответствии с программой коррекционной работы.
1. «Разговоры о важном», 5-9 классы (1 час в неделю);
2. «Россия - мои горизонты», 6-9 классы (1 час в неделю);
3. «Я-ты-он-она-вместе целая страна», 5 классы (1 час в неделю);
4. «Коми-пермяцкий язык» 5 классы (1 час в неделю);
5. «Биологический практикум», 9 классы (0,5 час в неделю);
6. «Химический практикум», 9 классы (0,5 час в неделю);
7. «Исторический практикум», 9 классы (0,5 час в неделю);
8. «Географический практикум», 9 классы (1 час в неделю);
9. «Актуальные вопросы обществознания», 9 классы (1 час в неделю);
10. «Актуальные вопросы физики», 9 классы (0,5 час в неделю);
11. «Актуальные вопросы информатики», 9 классы (1 час в неделю);
12. «Избранные вопросы математики», 9 классы (1 час в неделю);
13. «Секреты речевого мастерства», 9 классы (1 час в неделю);
14. «Грамотей», 5-7 классы (1 час в неделю);
15. «Театральная студия», 5-6 классы (2 час в неделю);
16. «Школьный хор», 5 классы (1 час в неделю);

17. «Аккорд», 5-9 классы (2 час в неделю);
18. «Резьба по дереву», 5-7классы (2 час в неделю);
19. «Школьный музей» 5-8классы (1 час в неделю);
Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную
деятельность.
Она
представлена
коррекционными
курсами
логопедической
и
психокоррекционной направленности с целью коррекции и ослабления нарушений в
психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР, формирования жизненных
компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное
развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме.
Содержание коррекционно-развивающих курсов, их количественное соотношение
определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Кроме того, содержание
данной области может быть дополнено для отдельных учащихся на основании решения ППк в
соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями. Коррекционноразвивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
 Коррекционный курс «Логопедические занятия»
 Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)».
 Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)».
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники образовательной организации: учителя-дефектологи,
воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги, педагоги
дополнительного образования.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении
объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов, из них 5 часов отводится на коррекционноразвивающие курсы, 5 часов – на другие направления внеурочной деятельности.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с
положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ «Косинская СОШ».
Все предметы учебного плана оцениваются по четвертям. Курсы внеурочной
деятельности являются безотметочными.
Промежуточная аттестация проходит в соответствии с графиком оценочных процедур.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МБОУ «Косинская СОШ».
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется
рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов и календарным учебным
графиком основного общего образования. Формы промежуточной аттестации учебных предметов,

учебных и внеурочных курсов представлены в таблице.
Предметы, курсы
Классы
Формы промежуточной аттестации
Русский язык

5-9

Контрольная работа

Литература

5-8

Контрольная работа

Иностранный язык (английский)

5-8

Контрольная работа

Математика

5-9

Контрольная работа

Информатика

7-9

Контрольная работа

История

5-9

Контрольная работа

Обществознание

8-9

Контрольная работа

География

5-9

Контрольная работа

Физика

7-9

Контрольная работа

Химия

8-9

Контрольная работа

Биология

5-9

Контрольная работа

Изобразительное искусство

5-7

Контрольная работа

Музыка

5-8

Контрольная работа

Технология

5-8

Контрольная работа

Физическая культура

5-9

Контрольная работа

Основы безопасности и защиты
Родины

8-9

Контрольная работа

5-9

Встроенное педагогическое наблюдение

Курсы внеурочной деятельности

Освоение основной образовательной программ основного общего образования
завершается итоговой аттестацией.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет.
Учебный план для обучающихся начинающих обучение с 1 сентября 2025 года:
Учебный предмет/курс

Русский язык
Литература
Иностранный язык (английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Основы безопасности и защиты Родины
Физическая культура
Итого

5
6
202520262026
2027
Обязательная часть
5
6
3
3
3
3
5
5
–
–
–
–
–
–
–
–
3
3
–
–
1
1
–
–
–
–
1
1
1
1
1
1
2
2
–
–
2
2
27
28

Количество часов в неделю
7
8
9
2027202820292028
2029
2030
4
2
3
–
3
2
1
1
3
–
2
2
–
1
1
1
2
–
2
30

3
2
3
–
3
2
1
1
3
–
2
2
2
2
–
1
1
1
2
31

3
3
3
–
3
2
1
1
2
1
2
3
2
2
–
–
1
1
2
32

всего

21
13
15
10
9
6
3
3
14
1
8
7
4
7
3
4
8
2
10
148

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Спортивные игры
1
1
1
1
Информатика
1
1
Школа проектирования
1
1
Введение в новейшую историю России
Итого
2
2
2
2
ИТОГО недельная нагрузка
29
30
32
33
Количество учебных недель
34
34
34
34
Всего часов в год
986
1020
1088
1122

0,5

2

0,5
1
33
34
1122

2
157
135
5338

УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2025-2026 учебный год
Предметная область
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика

Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины
Итого

Учебный предмет/курс
Русский язык
Литература
Английский язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины

Наименование учебного курса
Спортивные игры
Информатика
Школа проектирования
Введение в новейшую историю России
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год

5а

5б

5
3
3
5

5
3
3
5

3

3

1

1

1
1

1
1

1
2
2
0

1
2
2
0

Количество часов в неделю
5в
6а
6б
6в
7а
7б
8а
Обязательная часть
5
6
6
6
4
4
3
3
3
3
3
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
5
5
5
5
3
3
3
2
2
2
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
3
2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
0

1
2
2
0

1
2
2
0

1
2
2
0

1
2
2
0

8б

9а

9б

9в

3
2
3

3
3
3

3
3
3

3
3
3

3
2
1
1
2
1
2
2
2
2

3
2
1
1
2
1
2
3
2
2

3
2
1
1
2
1
2
3
2
2

3
2
1
1
2
1
2
3
2
2

1
2
2
0

1
1
2
1

1
1
2
1

1
2
1

1
2
1

1
2
1

27
27
27
28
28
28
30
30
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

31

31

32

32

32

0,5
0
0
0,5
1
33
34
1122

0,5
0
0
0,5
1
33
34
1122

0,5
0
0
0,5
1
33
34
1122

1
1
0

1
1
0

1
1
0

1
1
0

1
1
0

1
1
0

1
0
1

1
0
1

1
0
1

1
0
1

2
29
34
986

2
29
34
986

2
29
34
986

2
30
34
1020

2
30
34
1020

2
30
34
1020

2
32
34
1088

2
32
34
1088

2
33
34
1088

2
33
34
1122

План внеурочной деятельности (недельный)
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Учебные курсы

«Разговоры о важном»
«Россия - мои горизонты»
«Я-ты-он-она-вместе целая страна»
«Коми-пермяцкий язык»
«Биологический практикум», 9 классы
«Химический практикум», 9 классы
«Исторический практикум», 9 классы
«Географический практикум», 9 классы
«Актуальные вопросы обществознания», 9
классы
«Актуальные вопросы физики», 9 классы
«Актуальные вопросы информатики», 9 классы
«Избранные вопросы математики», 9 классы
«Секреты речевого мастерства»
«Грамотей»
«Театральная студия»
«Школьный хор»
«Аккорд»
«Резьба по дереву»
Коррекционный курс «Логопедические
занятия»
Коррекционный курс «Психокоррекционные
занятия (психологические)».
Коррекционный курс «Психокоррекционные
занятия (дефектологические)»

5а
1
1
1
-

5б
1
1
1
-

5в
1
1
1
-

6а
1
1
-

Количество часов в неделю
6б
6в
7а
7б
8а
8б
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-

2
1
2
2

2
1
2
2

1
2
1
2
2

2
1
2
2

2
1
2
2

2
1
2
2

1
2
2

1
2
2

2
-

1
2
-

0,5
1
1
1
2
-

0,5
1
1
1
2
-

0,5
1
1
1
2
-

0,5
1
1
1
2
-

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8в
1
1
0,5
0,5
0,5
1
1

9а
1
1
0,5
0,5
0,5
1
1

9б
1
1
0,5
0,5
0,5
1
1

9в
1
1
0,5
0,5
0,5
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».