Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Косинская средняя общеобразовательная школа"
Косинский муниципальный округ, Пермский край
Выписка из основной образовательной программы
начального общего образования,
приказ МБОУ «Косинская СОШ»
от 29.08.2025г. №290-ОД
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
для обучающихся с ЗПР по варианту ФАОП 7.1
на 2025 – 2026 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от 28.08.2025 № 10
Коса, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Косинская средняя общеобразовательная школа" реализующего адаптированную основную
общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) по варианту 7.1,
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру предметных областей и коррекционно-развивающей области,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации.
Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области
образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
действующими СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план АООП НОО по
варианту 7.1 включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую
область, входящую в состав внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область
включает коррекционные курсы, способствующие преодолению или ослаблению нарушений
в развитии, коррекцию имеющихся недостатков с учетом психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей на основе рекомендаций
ПМПК и ИПР.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП НОО обучающихся
с ЗПР по варианту 7.1, состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
В соответствии с вариантом 7.1. ФАОП НОО обязательные предметные области и
учебные предметы в учебном плане соответствуют положениям федерального учебного
плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана включаются
коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в
неделю на одного обучающегося с ЗПР.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения. В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ обучающихся по варианту 7.1.
обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации
содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Обязательная часть учебного плана включает в себя обязательные для изучения
учебные предметы:
1. «Русский язык»;
2. «Литературное чтение»;
3. «Иностранный язык (английский)»;
4. «Математика»;
5. «Окружающий мир»;
6. «Основы религиозных культур и светской этики»;
7. «Изобразительное искусство»;
8. «Музыка»;
9. «Труд (технология)»;
10. «Адаптивная физическая культура».
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Косинская средняя
общеобразовательная школа" языком обучения является русский язык.
В связи с отсутствием заявлений родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся не осуществляется изучение предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме
1 час в неделю. На основании заявлений родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлен модулем «Основы светской
этики».
Содержание образования предусматривает реализацию коррекционных подходов к
обучению, способствующих освоению программного материала и коррекции имеющихся у
обучающихся с ЗПР нарушений развития. Содержание образования при получении
начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных
курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и
индивидуализацию обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся с ЗПР. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого школой, по
выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
курс «Ритмика», 2, 3 класс (1 час в неделю), – дополняет учебный предмет
«Физическая культура» и является третьим часом физической активности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе. Образовательная организация
предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных
на их развитие, с учетом интересов и способностей школьников с ЗПР.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ
организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
«Разговоры о важном», 1-4 классы (1 час в неделю);
«Функциональная грамотность», 1-4 классы (1 час в неделю);
«Юный исследователь», 2-4 классы (1 час в неделю);
«Эрудит», 4 классы (1 час в неделю);
«Увлекательный английский», 1 классы (1 час в неделю);
«Театральный», 2-4 классы (2 час в неделю);
«Ритмика», 4 классы (1 час в неделю);
«Спортик», 1-4 классы (2 часа в неделю);
«Орлята России», 1-4 классы (1 час в неделю);
«Шахматы», 1, 2 классы (1 час в неделю);
«Коми-пермяцкий язык» 2-3 классы (1 час в неделю);
Внеурочная
деятельность
включает
коррекционно-развивающую
область,
поддерживающую процесс освоения содержания АООП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка – 10 часов, из них 5 часов отводится на проведение коррекционноразвивающих занятий. Время, отводимое на внеурочную деятельность, за четыре года
обучения составляет до 1350 часов.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми
и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на обеспечение
развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной
деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений
устной и письменной речи; восполнение образовательных дефицитов, психологопедагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
Коррекционные курсы коррекционно-развивающей области определяются на
основании заключения ПМПК, могут дополняться рекомендациями школьного ППк с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Исходя из этого коррекционноразвивающая область включает:
Коррекционный курс «Логопедические занятия»
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)».
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)».
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального
общего образования определяет МБОУ «Косинская СОШ».
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении
ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной
деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей
МБОУ «Косинская СОШ».
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Все предметы обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений учебного плана оцениваются по четвертям.
Промежуточная аттестация проходит в соответствии с графиком оценочных процедур.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МБОУ "Косинская СОШ".
Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов,
учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы,
модули
Русский язык
Литературное чтение
Классы
Формы промежуточной аттестации
1
Листы индивидуальных достижений /«Усвоил/не усвоил»
2
Письменная контрольная работа
3
Письменная контрольная работа
4
Письменная контрольная работа
1
Таблицы отслеживания динамики учебных достижений
обучающихся/«Усвоил/не усвоил»
2-3
Письменная контрольная работа
4
Письменная контрольная работа
2-3
Письменная контрольная работа
4
Письменная контрольная работа
1
Листы индивидуальных достижений /«Усвоил/не усвоил»
2-3
Письменная контрольная работа
4
Письменная контрольная работа
1
Листы индивидуальных достижений /«Усвоил/не усвоил»
2-3
Письменная контрольная работа
4
Письменная контрольная работа
ОРКСЭ
4
Тематический тест/Выставление «зачет/незачет»
Изобразительное
искусство
1
Листы индивидуальных достижений /«Усвоил/не усвоил»
2-4
Письменная контрольная работа
1
Листы индивидуальных достижений /«Усвоил/не усвоил»
2-4
Письменная контрольная работа
1
Листы индивидуальных достижений /«Усвоил/не усвоил»
2-4
Письменная контрольная работа
1
Листы индивидуальных достижений /«Усвоил/не усвоил»
2-4
Письменная контрольная работа
2-3
Учет учебных достижений на основе накопленных
текущих оценок и результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в классном журнале
Курсы внеурочной
деятельности
1-4
Встроенное педагогическое наблюдение
Коррекционноразвивающие занятия
1-4
Текущий мониторинг динамики развития
Иностранный язык
(английский)
Математика
Окружающий мир
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
Ритмика
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в
форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных
заключений учителя («Усвоил/не усвоил»), по итогам проверки самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего образования
завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4
года.
Учебный план для обучающихся начинающих обучение с 1 сентября 2025 года:
Учебный предмет/курс
Русский язык
Литературное чтение
Английский язык
Количество часов в неделю
1
2
3
4
2025-2026 2026-2027 2027-2028 2028-2029
Обязательная часть
4/5
5
5
5
3,5/4
4
4
4
0
2
2
2
всего
20
16
6
Математика
3/4
4
4
Окружающий мир
1/2
2
2
Основы религиозных культур и светской этики
0
0
0
Изобразительное искусство
0,5/1
1
1
Музыка
0,5/1
1
1
Труд (технология)
0,5/1
1
1
Физическая культура
2/3
2
2
Итого
15/21
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Ритмика
0
1
1
Итого
0
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
21
23
23
(15 часов
в сентябре
- октябре)
Количество учебных недель
33
34
34
Всего часов в год
653
782
782
(с учетом
15 часов в
сентябре октябре)
4
2
1
1
1
1
2
23
16
8
1
4
4
4
9
88
0
0
23
2
2
90
34
782
135
2999
УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2025-2026 учебный год
Учебный предмет/курс
Русский язык
Литературное чтение
Английский язык
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
Итого
1
2а
Обязательная часть
5
5
4
4
0
2
4
4
2
2
0
0
1
1
1
1
1
1
3
2
21
22
Количество часов в неделю
2б
3а
3б
5
4
2
4
2
0
1
1
1
2
22
5
4
2
4
2
0
1
1
1
2
22
4а
4б
5
4
2
4
2
0
1
1
1
2
22
5
4
2
4
2
1
1
1
1
2
23
5
4
2
4
2
1
1
1
1
2
23
1
1
23
34
782
0
0
23
34
782
0
0
23
34
782
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Ритмика
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
0
0
21
33
653
(с учетом
15 часов
в
сентябре
- октябре)
1
1
23
34
782
1
1
23
34
782
1
1
23
34
782
План внеурочной деятельности на 2025-2026 учебный год
Учебные курсы
1 Разговоры о важном
2 Юный исследователь
3 Функциональная грамотность
4 Шахматы
5 Увлекательный английский
6 Ритмика
7 Орлята России
8 Эрудит
9 Спортик
10 Театральный
11 Коми-пермяцкий язык
11. Коррекционный курс «Логопедические занятия»
12. Коррекционный курс «Психокоррекционные
занятия (психологические)».
13. Коррекционный курс «Психокоррекционные
занятия (дефектологические)»
1
1
0
1
1
1
0
1
0
2
0
0
2
1
2а
1
1
1
1
0
0
1
0
2
2
1
2
1
2
2
Количество часов в неделю
2б
3а
3б
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
0
0
0
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
1
1
1
2
2
2
4а
1
1
1
0
0
1
1
1
2
1
0
2
1
4б
1
1
1
0
0
1
1
1
2
1
0
2
1
2
2