Положение о классном руководстве

Муниципаrrьное бюджетное обrцеобразовательное учреждение
кКосинская средняя общеобразовi

ьная школа)

УТВЕРЖДАЮ

принJIто

У <Косинская СоШ>

педагогическим советом
(протокол

JtlЪ

Н.Н. Караваева

7 от 28.08.202З)
i<аз

от 29.08.202З Jф 226-ОД

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ
1.

общие положения

1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее - Положение)
регламентируеТ работУ классного руководителя МуниципЕLпьного
бюджетного обцдеобразовательного учреждения <косинская средняя
общеобразовательная школD (далее _ мБоУ <Косинская СОШ>).

1.2. Положение разрабоТано В соответствии с Федеральным законом от
29.|2.2012 J\ъ 27З-Фз <об образовании В РоссийсКой ФедеРации), другим
законодательством в сфере образования и локzшьными нормативными
актами МБоУ кКосинская СоШ>.

1.3. КласснымИ руководителямИ являются педагогические работники
мБоУ кКосинская СоШ)), которым предоставляются права, социапьные
гарантии и меры соци€LльноЙ поддержки в соответствии с Федеральным
.u*orro* от 2g.|2,2O12 J\Гч 27з-Фз (об образовании в Российской
Федерации) и другим законодательством в сфере образования.

1.4. Классное руководство поручается педагогическому работнику с его
согласия руководителем мБоУ <Косинская СоШ), исходя из интересов
мБоУ <Косинская СоШ)) и ее обучающихся с учетом педагогического
опыта, мастерства, индивидуальных особенностеЙ работника.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава

и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как
конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую
педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях
дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.
1.б. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном
админисТрацией N4БоУ <Косинская СОШ), органами
контакте

С

самоуправления,
представителями), другими педагогами

ученического

принципы и условия деятельности классноfо
руководителя

2. Щели, задачи,

2.1.

I_{ели,

задачи

(законными
родителями
МБоУ кКосинская СоШ>.

и

принципы деятельности классного руководителЯ

определяются базовыми целями и принципами воспитания, социапизации
и р€}звития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе
от 29.12.2Ol2 Ns 21З-ФЗ (об образовании в Российской Федерации)), ук€ве
Президента рФ от 07.05.201в J\l9 204 (о национ€шьных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2о24 года)) и распоряжении Правительства РоссийскоЙ ФедерациИ оТ
29.05.2015 J\Ъ 996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на перио д до 2025 года>,, указе Президента РФ от
09.11,2о22 J\ъ 809 <Об утверждении основ государственной гtолитики по
сохранению И укреплению традиционных российских Духовнонравственных ценностей>.

2.2, IJ,елЬ работы классного руководителя: формирование и развитие
личности в соответс,гвии с социокультурными, традиционными
в
российскими Духовно_нравственными ценностями и принятыми
российском обrцестве правилами и нормами поведения.

2.3. Принципы организации работы классного руководителя гlри решении

социчLльно-значимых задач и
социшIизации обучаюrцихся

содержания воспитания и успешной

:

о опор8 на духовно-нравственные ценности наРОДОВ

РОССИЙСКОЙ

Федерачии, исторические и национаJIьно-культурные традиции;

оорГоНИЗацИЯсоциЕLЛьнооТкрыТоГоПросТрансТВаДУхоВнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России;

о НР€IВСтвенный пример педагогического работника;
о Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
о соци?JIьная востребованность воспитания;
о

о

ПОЩЩеРЖКа

еДИНСТВаl

непрерь] вности воспитания

ЦеЛОСТНОСТИ,

преемственности

;

Призн&ние определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав
родителей (законных представителей) несовершеннолетних

обучающихс1'

. обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов
каждого ребенка, В том числе гарантий доступности ресурсов
системы образования;

!l

о кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания
(семьи, общества, государства, образовательных и научных
организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:

о созщ?ние благоприятных психолого-педагогических условий В
классе путем гуманизации межличностных отношений,
формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого

общения, основанного на принципах взаимного уважения и
взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социа_пьной
солидарности, недопустимости любых фор, и видов травли,
наQилия,

проя вл ения жестокости

;

формирование у обучающихся высокого уровня духовноприня,гии
нравственного развития, основанного на
общечеловеческих и российских традиционных духовных

ценностей и практической готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося lrо
отношению к негативным явлениям окружающей социаJIьной
действительности, в частности по отношению к кибербуллингу,
деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных
веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу
насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и
ДР,;

формирование у обучающихся активной гражданской позиции,
чувства ответственности за свою страну, причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе
россии, включая неприятие попыток пересмотра исторических
фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;
. формирование способности обучающихся реализовыВаТЬ СВОЙ
потенци€ш в условиях современного общества за счет активной
жизненной и социаJIьноЙ позиции, использования возможностей
волонтерского движения, детских общественных движений,
творческих и научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных
задач:

. выбор эффективных педагогических форм и методов достижения
результатов духовно-нравственного воспитания и развития
личности обучаюrлихся на основе опыта и традиций
отечественной педагогики, активного освоения успешных

современных воспитательных практик, непрерывного рztзвития
педагогической компетентности

;

реализация IIроцессов духовно-нравственного воспитания и
социzшизации обучающихся с использованием ресурсов
социrLльно-педагогического партнерства;

взаимодействие с родителями (законными представителями)

их
повышение
педагогической компетентности, в том числе в вопросах
информационной безопасности детей, методах ограничения
доступности интернет-ресурсов, содержаrцих информацию,
причиняюtцую вред здоровью и развитию детей, поддержка
семейного воспитания и семейных ценностей, содействие
формированию ответственного и заинтересованного отношениЯ
несовершеннолетних

обучающихся,

семьи к воспитанию детей;

. обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов
каждого ребенка в области образования посредством
взаимодействия с членами педагогического коллектива мБоу
((косинская СоШ), органами социапьной защиты, охраны
правопорядка и т. д.;

о }ч8сти€

В

организации комплексной поддержки

детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и
вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания

деятельности по классному руководству и охватывает миним€Lпьно
необходимый состав действий по решению базовых - традиционных и
актучrльных задач воспитания и соци€Lпизации обучающихся,
вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в
зависимости от контекстных условий МБоУ <Косинская СоШ),
2.7.|. Инвариантная часть содержит следующие блоки:

.\.|.

Личностно-ориентированная деятельность
социrLпизации обучающихся в кJIассе, включая:
2.7

о

по

воспитанию и

повышению дисциплинированности и академической
успешности каждого обучающегося, в том числе путем

Сощ€йствие

осУlлесТВЛеНияконТроЛяПосеЩаеМосТиИУсПеВаеМосТИ;

. обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и
социrLпизации;

о содействие успешной социализации обучающихся путем
организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих

.

о

о
.
.
о
.
.

формирование у них опыта соци€шьно и личностно значимой
деятельности, в том числе с использованием возможностей
волонтерского движения, детских общественных движений,
творческих и научных сообществ;
индивиду€tльной поддержки каждого
осущ€ствление
основе изучения его
класса на
обучающегося
психофизиологических особенностей, социаJIьно-бытовых
условий жизни и семейного воспитания, социокультурной
ситуации развития ребенка в семье;
ВЫЯВЛеНИе и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной
жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей
поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том
числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
выявлени€ и педагогическую поддержку обучающихсд
нуждающихся в психологической помощи;
профилактику наркотической и €LлкогольноЙ зависиМОСТИ,
табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
Содействие формированию у детей с устойчиво низкими
образовательными результатами мотивации к обучению, рсlЗВиТИЮ
у них познавательных интересов;
ПоДДеРжку таJIантливых обучающихся, в том числе содействие
развитию их способностей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов
обучаюrцихся, в том числе гарантий доступности ресурсов
системы образования.

2.].|.2. Щеятельность по воспитанию

и

соци€Lлизации обучающихся,
осуществляемая с кJIассом как социальной группой,, включая:

. изучение и

ан€UIиз

группы;

характеристик класса как малой социаJIьной

о Рог}лирование и гуманизацию межличностных отношении

в

классе, формирование благоприятного психологического климата,
толерантности И навыков общения в полиэтнической,

поликультурной среде;
. формирование ценностно-ориентационного единства в классе по
отношению к национЕuIьным, общечеловеческим, семейным
ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской
позиции, патриотизму, чувствУ ответственностИ за будущее
страны, признанию ценности достижений и саморе€lлизации в
учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной
деятельности;

. организацию и поддержку всех форI\4 и видов конструктивного
взаимодействия обучаюrцихся, в том числе их включенносТи В
волонтерскую деятельность и в реализацию социzLпьных и
образовател ьных проектов ;

своевременную коррекцию Деструктивных
отношений, создаюцIих угрозу физическому и психическому

о Выявлени€

И

здоровью обучающихея;

о профилактику девиантного

и

асоци€urьного поведения
обучающихся, в том числе всех фор, проявления жестокости,
наQилия,

травли

в детском

коллективе.

2.7.|.3. Осуurествление воспитательной деятельн сти во взаимодеЙствИИ С
родителями (законными представителями) несовершенноЛеТнИХ
обучающихся, включая:

. Привлечение родителей

(законных

представителей) к

сотрудничеству в интересах обучающихся в цеЛях фОРМИРОВаНИЯ

единых подходов к

о

воспитанию и

создания

наиболее

благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
рог}лярное информирование родителей (законных преДсТаВИТелей)
об особенностях осуществления образовательного процесса В
течение учебного года, основных содержательных и

организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и
событиях жизни класса;
. координацию взаимосвязей между родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими
участниками образовательных отношений;
о сощействие повышению педагогической компетентности рОДИТеЛеЙ

организации целевых
мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам
(законных представителей) путем

обучения и воспитания, личностного развития детеЙ.

2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
педагогическим коллективом, включая
:

взаимодействие с чJIенами педагогического коллектива с целью
разработки единых педагогических требований, целей, задач и
подходов к обучению и воспитанию;
взаимодействие с администрацией МБОУ ((Косинская СОШ) и

учителями учебных предметов по вопросам контроля

и

повышения результативности учебной деятельности обучаюrцихся
и класса в целом;

взаимодействие с педагогом-психологом, соци€шьным педагогом и
педагогами дополнительного образования по вопросам изучения
личностных особенностей обучающихся) их адаптации и
интеграции в коллективе класса, построения и коррекции
индивиду€Lпьных траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения
обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуа_пьнопознавательную, творческую, трудовую, общественно полезную,

художественно-эстетическую,
игровую и др.;

о взOимодействие

физкультурно-спортивную,

педагогом-организатором, педагогомбиблиотекарем, педагогами дополнительного образования по
вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной
деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и
с

каникулярных мероприятий;

о взоимодействие с педагогическими работниками иадминистрацией

МБОУ

о

2.7

<<Косинская

СОШ) по вопросам

профилактики
девиантного и асоциапьного поведения обучающихся;
взоимодействие с администрацией и педагогическими работниками
МБОУ <<Косинская СОШ) (социальным педагогом, педагогомпсихологом и др.) с целью организации комплексной поддержки
обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

.|.5. Участие

в

о }ч8сти€

в

осуществлении воспитательноЙ деятельности во

взаимодействии с социаJIьными партнерами, включая:

способствующей
профессиональному самоопределению обучающихся ;
о }ч8стие в организации мероприятий по различным напраВлениЯМ
воспитания и социализации обучающихся в рамках социzLльнопедагогического партнерства с привлечением организаций
культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и
образовательных организаций ;
о }ч;1стие в организации комплексной поддержки детей из групп

организации

работы,

риска, находящихся в трулной жизненной ситуации, с
служб,
соци€Lльных
привлечением
работников
сферы
организаций
правоохранительных органов,
здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры,
спорта, профессионaLIIьного образов ания ) бизнеса.

2.8. Вариативная часть отражает специфику МIБОУ ((Косинская СОШ> и
включает в себя:

2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых

Обrцероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организацией
<Российское движение детей и молодежи)) в соответствии с кtLлендарным
планом воспитательной работы и рабочей программой воспитания МБОУ
<<Косинская

СоШ>.

3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:

направления,
о СОМОСТОЯТеЛЬНО ОПРеДеЛЯТЬ ПРИОРИТеТНЫе
содержание, формы работы и педагогические технологии для
осуtцествления во питательной деятельности, выбирать
разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС

общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
вносить на рассмотрение администрации МБОУ <Косинская
СОШ), педагогического совета, органов государственнопредложения, касающиеся
общественного управления
процесса, условий
образовательного
совершенствования
воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени
обучаюшдихся класса, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
о }ч8ствовать в разработке проектов локальных нормативных актов
МБОУ <<Косинская СОШ) в части организации воспитательной
деятельности в МБОУ <Косинская СОШ) и осуществления
контроля ее качества и эффективности;
самостоятельно планировать и организовывать участие
обучающихся в воспитательных мероприятиях;
администрацией)
использовать (no согласованию с
инфраструктуру МБОУ <<Косинская СОШ) при проведении
мероприятий с классом;
материаJIьнополучать своевременную методическую,
техническую и иную помощь от руководства МБОУ <<Косинская
СОШ)) для ре€шизации задач по классному руководству;
приглашать в МБОУ <<Косинская СОШ) родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучаюшдихся для
обсуждения вопросов, связанных с осуществлением классного
руководства;
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса
при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
о пос€щ8ть
уроки и занятия, проводимые педагогическими
работниками (по согласованию), с целью корректировки их

4.4, Классный руководитель в течение учебной четверти:

. оформляет и заполняет электронныЙ журнал;
о }Ч€lСТВ}€т в работе методического объединения

кJIассных

руководителей;
о ПроВо.цит анаJlиз выполнения календарного плана воспитательной
работы за четверть, состояния успеваемости и уровня
воспитаНностИ учащихс"',r""л
- tботы на
ппяня Roc
оПроВоЩиТкоррекциЮсВоеГоПЛаНаВосПиТаТеЛЬноирс

о

новую четверть;
прово.цит классное родительское собрание.

4.5. Классный руководитель ежегодно:

состояние воспитательной работы в классе и уровень
воспитанности учащихся в течение года;
о сост?вляет план воспитательной работы в классе,

о

?Н€UIИзирует

целях обеспечения четкой организации деятельНостИ мБоУ
<косинская Сош)) проведение внеурочных мероприятий (экскурсионных
поездок, турпоходов, дискотек и ДР.), не предусмотренных
образовательными программами мБоУ ((Косинская СоШ>, не

4.6.

В

доIIускается.

4.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в
четверть.

4.8. Классные руководители вносят посильный вклад

в

проведение
общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс
в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на

общешкольных мероприятиях обязательно.
5.

Механизмы стиNlулирования классных руководителей

6.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных
выплат и является обязательным условием возложения на педагогов с их
письменного согласия этого дополнительного вида деятельности,

6.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:

6.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание
благоприятных условий деятельности для осуществления классного

руководства, включая:

.
о

соЗДание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов
воспитательной деятельности между собой и администрацией

МБОУ <Косинская СОШ>;

и организацию методического
объединения педагогических работников, осуществляющих

Созщоние системы наставничества

классное руководство;

. организацию рабочих мест для педагогических работников

с

учетом дополнительных задач по классному руководству,

6.2.2, Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к
принятию решений, участию в управлении коллективом, делегирование
важных полномочий и создание условий для профессионuUIьного развития
и роста, включая:

. наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя
методическогО объединения педагогических работников,
осуществляющих классное руководство;

в

конкурсах
профессион€LIIьного мастерства с целью развития личностнои и
профессионаJIьноЙ сам оре€Lл изации;
о ПР€ЩОставление возможности tlовышения квaUIификации, участия в
стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях

о Прещоставление возможности

участия

образовательного характера.

6.2.з. Психологическое стимулирование, предполагаюIцее использование
психологического климата в
р€lзных механизмов создания благоприятного
педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех
педагогических работников, осуществляющих классное руководство,
включая:

о
о

созщзние механизмов разрешения и предотвращения конфликтных
ситуаций между участниками образовательных отношений;
Оргонизацию консультаций и создание условий для
психологической разгрузки и восстановления в мБоУ <Косинская
СоШ) или вне ее для профилактики профессион€Lпьного
выгорания в связи с осуtцествлением педагогическими

работниками классного руководства.

6.2.4. Моральное стимулирование педагогических

работников,
обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны
коллектива, администрации N4БоУ <Косинская СоШ), родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума
с использованием всех фор, поощрения деятельности по классному
руководству, включая:

. публичное
работников,

признание результатов труда

педагогических
осуществляющих классное руководство, в виде

благодарности, награждения почетными грамотами и
благодарственными письмами различного уровня, выдачи

статусных знаков отличия,
об успехах соци€Lпьно-значимой
информации
размещение
педагогических работников, осуществляющих
деятельности
классное руководство, в СIVIИ и на официальном сайте мБоу
<<Косинская СОШ>;
информирование родительской общественности о достижениях,
связанныХ с осуществлением педагогическими работниками
класс ного руководства;
организацию исгlолнительными органами государственной власти
и органами местного самоуправления конкурсов для выявления
лучших педагогических работников' осуществляющих классное
руководство;
учреждение в субъекте Российской Федерации региональных
наград дпя педагогических работников, осуществляющих классное
руководство: нагрудного знака, почетного звания, регионаJIьных
премий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».