РП 7 финансовая грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Косинского муниципального
округа
МБОУ "Косинская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО
учителей социальнообщественногоцикла

Заместитель директора
по УР

Директор
________________________

Караваева Н. Н.
________________________
Модина Е.А. Приказ №225-ОД от «29»
августа2023 г.
Гойнова О. П. Приказ №225-ОД от «29»
августа2023 г.
Протокол №3 от «29»
августа2023 г.
________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 7 классов

2

с. Коса 2023

Пояснительная записка
Курс «Финансовая грамотность» для 7 классов разработан с учётом
возрастных особенностей обучающихся, ведь 12—13-летние подростки
обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки
зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией
и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства
произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать
мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков
ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для
экономически грамотного поведения. Учащиеся 7 классов способны
расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию
общеинтеллектуальных

способностей,

организацией.

в

Также

данном

формируемых

возрасте

образовательной

происходит

личностное

самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая
новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно
опираться на личные потребности учащегося, формировать не только
умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние
механизмы самоопределения подростка. Нужно помочь ему преодолеть
страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы
действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным
умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать
финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения
материальных проблем семьи.
Значительное

внимание

в

курсе

уделяется

формированию

компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой
информации из различных источников,исследуются вопросы долгосрочного

3

планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию
личного бюджета.

Планируемые результаты освоения курса
Личностными

результатами

изучения

курса

«Финансовая

грамотность» являются:
•осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономическихпроблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи игосударства;
•овладение

начальными

отношений:сопоставление

навыками
доходов

адаптации
и

в

расходов,

мире

финансовых

расчѐт

процентов,

сопоставление доходностивложений на простых примерах;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планированиесобственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
•развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых иреальных экономических ситуациях; участие в принятии решений
о семейном бюджете.
Метапредметными

результатами

изучения

курса

«Финансовая

грамотность» являются:
Познавательные:
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации,передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, наинтернет-сайтах и проведение простых опросов и
интервью;
4

•формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задачв виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты);
•овладение

логическими

обобщения,

действиями

классификации,

сравнения,

установления

анализа,

аналогий

и

синтеза,
причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
•овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
•понимание цели своих действий;
•планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
•проявление познавательной и творческой инициативы;
•оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
•адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,
родителей.
Коммуникативные:
•готовность слушать собеседника и вести диалог;
•готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
•умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
•определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
5

Предметными

результатами

изучения

курса

«Уроки

финансовой

грамотности» являются:
•понимание

основных

принципов

экономической

жизни

общества:

представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике
семьи;
•формирование социальной ответственности: оценка возможностей и
потребностей в материальных благах;
•понимание и правильное использование экономических терминов;
•освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и
умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных
проблем

в области семейных финансов и нахождение

путей их

решения;развитие кругозора в области экономической жизни обществ и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
Содержание курса внеурочной деятельности
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ
Деньги Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен
из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги
6

обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные
металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические
монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги
являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют
собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный
банк. Основные понятия Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические
деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги.
Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Компетенции:
• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Перечислять виды денег. • Приводить примеры товарных денег.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Описывать виды заработной платы.
• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.
• Объяснять причины различий в заработной плате.

7

• Приводить примеры кредитов. Расходы семьи Семьи тратят деньги на
товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные,
желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться
ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги
надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те
же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более
низкими ценами или воспользовавшись скидками. Основные понятия
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары
длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Компетенции:
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Классифицировать виды благ.
• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о
покупке.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Семейный
бюджет Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов
называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет
делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение
расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию
долгов. Основные понятия Кредит. Проценты по кредиту. Долги.
Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам. Компетенции:
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.
8

• Описывать формы сбережений.
• Описывать последствия превышения расходов над доходами.
• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.
• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.
РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК
МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические
последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных
катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование
имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.
Основные понятия Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы.
Страхование. Страховая компания. Страховой полис. Компетенции:
• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение
ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).
• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.
• Различать обязательное и добровольное страхование.
• Объяснять, почему существует обязательное страхование.
• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.
СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ
Налоги Налоги — обязательные платежи, собираемые государством.
Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора
налогов. Основные понятия Налог. Налоговая инспекция. Подоходный
налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня.
Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Компетенции:
• Объяснять, почему государство собирает налоги.
9

• Приводить примеры налогов.
• Описывать, как и когда платятся налоги.
• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.
• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.
• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.
• Приводить примеры выплаты налогов в семье. Социальные пособия
Государство

поддерживает

некоторые

категории

людей: инвалидов,

стариков, семьи с детьми, безработных. Основные понятия Пособие.
Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по
безработице. Компетенции:
• Объяснять, почему существуют социальные выплаты. Описывать
ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры
пособий.
• Находить информацию о социальных выплатах. Итоговая работа по
разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!».
Календарно-тематическое планирование
№
п\п

Тема

Кол-во часов
По плану

1
2
3
4
5-6
7
8

Введение
Деньги
Доходы семьи
Расходы семьи
Семейный бюджет
Доходы и расходы
семьи

1
1
1
2
1

Страхование

1

Примечание

По факту

1

10

9

Кредит

1

10

Налоги

1

11

13

Социальные
1
пособия
Как спасти деньги 1
от инфляции
Банковские услуги 1

1415
1617

Валюта в
2
современном мире
Личный
2
финансовый план

12

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».