РП ВД 10-11 психология

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации Косинского муниципального
округа
МБОУ "Косинская СОШ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по учебной работе

Директор
________________________

Караваева Н.Н.
Модина Е.А. Приказ №225-ОД от «29»
августа 2023 г.

________________________

Рабочая программа
курса «Психология»
10-11 классы

Составитель:
Шлякова Наталья Владимировна
педагог-психолог

2023 год

Рабочая программа по психологии для 10-го класса
На 2023-2024 учебный год
Количество часов в неделю-2
Количество часов в год -68

Пояснительная запискак рабочей программе по психологии 10 класс
Данная программа составлена в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования на основе программы «Уроки
психологии в 10 классе» под редакцией Дубровиной .
Общая характеристика курса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Психология» А.Д.
Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н.
Толстых.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях
представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на
подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве.
Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой
важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение,
чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию,
понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить
свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным
способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Цель преподавания психологии школе это овладение каждым
школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей
культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие
готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Данный элективный курс направлен на решение психолого-педагогических задач,
обеспечивающих становление личности ребенка:
-формирование общих представлений о психологии как науке;
-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы;
- развитие самосознания, эмоциональной сферы.
Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к
пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с
миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут
научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него
ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать
себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной
действительности.
В 10-м классе учащиеся знакомятся с видами жизненного самоопределения человека:
личностным, профессиональным, социальным; усваивают сущность понятия психологической
готовности к самоопределению, осознают, что юношеский возраст является наиболее
благоприятным и ответственным периодом самоопределения.
В ходе изучения элективного курса психологии в 10 классе учащиеся должны
знать/понимать:

Что такое самоопределение, жизненные цели и что может нарушить процесс
самоопределения;

Что такое эмоциональные состояния и чувства, саморегуляция;

Что такое способности и склонности и их учет в выборе будущей профессии

Что такое семья, брак, семейные отношения и роли;


характер, черты характера, и как он влияет на успехи в школе и жизни.

Что такое темперамент и его влияние на способности.
Уровень понимания, а следовательно и усвоения этих тем будет зависеть прежде всего
от тех знаний, которые были получены ранее,, и от того личностного смысла, который
предшествующие и новые знания будут иметь для самих учащихся.
Ожидаемые, планируемые результаты.
Предметные результаты.
1.
Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.
2.
Понимание психологических механизмов развития способностей.
3.
Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в
жизни.
4.
Формирование представления о специальных способностях и их связи с
различными видами человеческой деятельности.
5.
Формирование представления о том, что роднит понятия «способности»,
«талант», «гениальность» и что дает основания их различать.
Личностные результаты
1.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию.
2.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
3.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
4.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
5.
Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
6.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
7.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Основное содержание курса
Тематический план
№

тема

Кол-во часов

1.
2.

Введение
Общее представление о психологии как
науке
Юность –пора самоопределения
Способности. Темперамет.
Диагностика своего темперамента. И
способностей.
Личность и ее формирование
Личностное самоопределение
Профессиональное самоопределение
Социальное самоопределение
Что может нарушить процесс
самоопределения

1ч
3ч

Кол-во
самостоятельных
работ
0
0

7ч
4ч.
5ч.

1
0
1

4 ч.
12ч
10ч
10ч
10ч

0
1
1
1
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

Заключение
Итого:

2ч
68ч

0
5

Поурочный план
Введение (1 урок).
Психология
самоопределения.
Что
такое
психологическая
готовность
к
самоопределению, социализация, ценностные ориентации, выбор.
1. Общее представление о психологии как науке (3 урока)
Что такое психология, что изучает эта наука. Исторические этапы становление
психологии как науки, какие выдающиеся психологи являлись первооткрывателями в этой
сфере, какие направления они изучали. Какова роль психологии в современном мире.
2. Юность – пора самоопределения (7 уроков).
Что такое самоопределение, мировоззрение, идентичность, рефлексия, смысл жизни.
Какова роль временной перспективы для самоопределения и личностного развития. Как
эффективно использовать время своей жизни, планирование.
3.
3.
Способности. Темперамент(4 урока). Что такое способности, какие они
бывает, можно ли их развить. Темперамент, что это черты характера или врожденное качество.
4. Диагностика своего темперамента. И способностей ( 5 уроков). Проведение
диагностических методик на определение своего типа темперамента. Диагностирование для
определения способностей учащихся. Определение сильных сторон и навыков.
5. Личность и ее формирование (4 урока). Что такое личность, представление
психологов о понятии личности. Что необходимо для формирования и развития здоровой и
полноценной личности.
6. Личностное самоопределение (12 уроков).
Чувства, как отражение личности человека, его индивидуальных особенностей и
жизненного опыта. Структура и роль чувств, эмоций и эмоциональных состояний. Развитие
чувств в онтогенезе. Высшие чувства. Психологическая характеристика чувств.
7. Профессиональное самоопределение 10 уроков).
Личностные факторы профессионального самоопределения. Условия успешного
профессионального самоопределения. Выбор будущей профессии. Индивидуальный стиль
деятельности. Карьера.
8. Социальное самоопределение (10 уроков)
Роль и значение семьи в жизни человека. Психологические особенности мужчин и
женщин, социальные стереотипы. Любовь в семье. Психологическая совместимость.
9. Что мажет нарушить процесс самоопределения (10 уроков)
Психологические барьеры. Психологический стресс, его причины, формы и способы
преодоления. Психологические зависимости. Способы уверенного отказа.
Заключение (2 урока).
Обобщение основных аспектов проблемы самоопределения личности .
В комплект методического материала к программе входят:
Преподавание психологии в школе (3-11кл.) учебно-методическое пособие под ред.
И.В.Дубровиной. М. , 2007г.А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В.
Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
- учебник «Психология» 10 класс А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной,
Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
Дополнительная литература:
Я.Коломенский «Основы психологии»Учебник для учащихся старших классов и студентов
первых курсов высших учебных заведений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».