Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Косинская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Заместитель директора по учебной работе Директор ________________________ ________________________ Н.Н.Караваева ________________________ Е.А.Модина Приказ №225-ОД от «29» августа 2023 г. Т.Н.Останина Протокол №3 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Современная литература» для обучающихся 11 класса Составитель: Останина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Коса,2023 Рабочая программа элективного курса по литературе «Современная литература». 11 класс Пояснительная записка Рабочая учебная программа элективного курса «Современная литература» составлена для учащихся 11 класса. Программа реализуется на основе УМК В.И.Коровина, Н.Б. Тралкова «Современная литература». Программа соответствует ФГОС СОО, учитывает возрастные особенности учащихся, построен с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию культурологической и коммуникативной компетенций учащихся. В соответствии с учебным планом МБОУ «Косинская СОШ» программа рассчитана на 34 час (1 час в неделю). Общая характеристика курса Данный курс реализует методологическую необходимость сочетания эстетического и исторического анализа явлений современной литературы, когда критическое осмысление творчества каждого выдающегося писателя сопровождается историческим обозрением литературного процесса. Такое соединение наиболее полно соответствует психолого- возрастным особенностям учащихся 11 класса: стремление к пониманию общих закономерностей, к воссозданию цельной картины мира и определению своего места и назначения в этом мире. Литература как часть культуры ответственна за формирование духовной доминанты личности, поэтому данный курс, интегрируя и реализуя информационную, воспитательную и мировоззренческую функции, направлен на подготовку учащихся старших классов к восприятию единого культурноисторического процесса. Курс «Современная литература» построен на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения предложенных произведений. Курс строится на сочетании лекционных, семинарских занятий, уроков анализа текста, занятий, посвященных анализу языка, стиля, выявлению архетипов, сходных мотивов, сюжетов, самостоятельных, творческих работ учащихся. Лекции будут давать общетеоретический материал, вводить учащихся в проблему, наибольшее внимание будет уделено авторам и произведениям, требующим новых, современных подходов в изучении, вызывающим затруднение в понимании художественного мира, нравственной, философской позиции автора. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Важную роль в осуществлении программы курса играют метапредметные связи с историей, мировой художественной культурой, русской литературой. Такой подход позволяет развивать интеллектуальные, творческие способности, нравственные и моральные качества учащихся, формировать их стремление к самообразованию, а также прививать вкус к самостоятельной и исследовательской работе. Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Цели и задачи курса формирование коммуникативной и культурологической компетенций учащихся, способных и одарённых в плане филологии, через изучение современной художественной литературы; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Результаты освоения учебного курса Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории гуманитарного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; умение анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, в способности выявлять в текстах художественные образы, темы и проблемы и выражать отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказывания; умение совершенствовать и развивать умения аналитического чтения, интерпретации художественного произведения; развивать читательскую самостоятельность и потенциальные творческие способности учащихся; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий, коммуникативной культуры учащихся. Основное содержание курса (34 часа) № Тема При Цифровые образовательные ресурсы п/ мерн п ое коли чест во часо в 1 2 Введение в курс. 3 Подтекстовая информация, интерпретация текста Автобиографизм 4 в современной Библиотека живой литературы https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2 015/work/7/pages/artdi rection.html Полкаhttps://polka.academy/books Библиотека живой литературы https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2 литературе Новая реалистическая проза. Л. Улицкая, В. Токарева, Л. Петрушевская Военная тема в современной литературе 7 5 Литературная русская эмиграция. С. Довлатов 3 6 Русский постмодернизм. В. Пелевин 2 7 Современная поэзия 4 8 Осмысление истории в современной литературе 2 9 Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе. Т. Толстая Деревенская 2 3 4 10 3 2 015/work/7/pages/artdi rection.html Полкаhttps://polka.academy/books Библиотека живой литературы https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2 015/work/7/pages/artdi rection.html Полкаhttps://polka.academy/books Библиотека живой литературы https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2 015/work/7/pages/artdi rection.html Полкаhttps://polka.academy/books Библиотека живой литературы https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2 015/work/7/pages/artdi rection.html Полкаhttps://polka.academy/books Библиотека живой литературы https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2 015/work/7/pages/artdi rection.html Полкаhttps://polka.academy/books Библиотека живой литературы https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2 015/work/7/pages/artdi rection.html Полкаhttps://polka.academy/books Библиотека живой литературы https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2 015/work/7/pages/artdi rection.html Полкаhttps://polka.academy/books Библиотека живой литературы https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2 015/work/7/pages/artdi rection.html Полкаhttps://polka.academy/books Библиотека живой литературы проза. Б. Екимов 11 Литературные ресурсы Интернета 2 Итого: 34 https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2 015/work/7/pages/artdi rection.html Полкаhttps://polka.academy/books Библиотека живой литературы https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2 015/work/7/pages/artdi rection.html Полкаhttps://polka.academy/books Планируемые результаты освоения курса Личностные универсальные учебные действия Ученик научится: определять основные этапы развития зарубежной литературы; знать содержание изучаемых произведений, их основные проблемы, важнейшие идейно-художественные и нравственные особенности; систематизировать сведения о жизни и творчестве западноевропейских писателей, представленных в программе курса; знать определения основных литературных понятий, обсуждаемых в процессе изучения элективного курса. Ученик получит возможность научиться: интерпретировать произведение в контексте определенной эпохи; оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью; охарактеризовать и оценивать главных героев произведений; оценивать произведение с позиции современности и показывать связь западноевропейской литературы с произведениями русской художественной литературы; грамотно высказать и обосновать своё отношение к художественному произведению, участвовать в беседе по вопросам литературы и общественной жизни, выполнять творческие задания; сопоставлять произведения литературы с произведениями живописи (иллюстрациями к ним), с экранизациями, театральными постановками, музыкальными произведениями, созданными на их основе. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: основам прогнозирования. Ученик получит возможность научиться: основам саморегуляции эмоциональных состояний; волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении цели. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: понимать ключевые проблемы предлагаемых в курсе произведений; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; анализировать литературные произведения, определять их принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его литературных героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определять в произведении элементы сюжета, композиции; владеть литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений. Ученик получит возможность научиться: формулировать собственное отношение к произведениям зарубежной и русской литературы: пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; писать сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, рефераты на литературные и общекультурные темы, классные и домашние творческие работы; проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач. Тематическое планирование курса (34 часа) № Наименование Количество В том Характеристика п/п разделов и тем часов числе основных видов практикумов деятельности учащихся Введение (3 часа) 1.1 Вводный урок 1 Осмысление многообразия форм бытования современной литературы, книги, электронные 1.2 Особенности литературного процесса конца XX - начала XXI века 2 книги, книги пространстве Интернета Записи во время «чтения с остановками», прогнозирование содержания, обсуждение роли заголовков рассказов, проверка первичного восприятия. в Автобиографизм в современной литературе (4 часа) 2.1 Автобиографизм 2 Подготовка к современной дискуссии: «Человек литературе. XXI «Герой нашего века. Отличается ли он времени» в от человека века рассказах Е. XIX?» (на материале Гришковца рассказов Е. «Три рассказа из Гришковца) жизни юного военного моряка» 2.2 Образ учителя в 2 Планирование хода рассказе Е. развития основной Гришковца темы и мысли, отбор и «Начальник». систематизация Составление материала с учётом кластера: замысла стиля, «Представление об определение идеальном типологической учителе в рассказе структуры Е. Гришковца текста «Начальник» Новая реалистическая проза. Портрет «героя нашего времени» и современного мира (7 часов) 3.1 Нравственная 1 1 Планирование хода проблематика развития основной повести Л. темы и мысли, отбор и Улицкой систематизация «Сонечка». материала с учётом Составление замысла стиля, таблицы: определение «Нравственные типологической проблемы, структуры поднятые в текста рассказе». 3.2 3.3 3.4 Развёрнутый ответ на вопрос: «Какие проблемы этого рассказа актуальны для вас лично?» Тема 1 самоотверженной материнской любви в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары». Написание эссе «О чём молчит главная героиня» В. Токарева. 1 Нравственные проблемы повести «Я есть. Ты есть. Он есть». Сопоставление повести В. Токаревой и экранизации повести Традиции А. П. 1 Чехова в рассказах Л. Петрушевской. Образ матери в 1 Создание письменных текстов; оценивание письменных текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; оценивание письменных высказываний одноклассников; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления Владение разными видами чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста Оценивание текстов с точки зрения поставленных проблемных задач; оценивание устных высказываний одноклассников Планирование хода развития основной темы и мысли, отбор и систематизация современном мире в рассказе «Как ангел». Составление таблицы во время чтения с остановками: «Ожидаемое, неожиданное» 3.5 Духовное 1 одиночество человека в городе. Рассказ В. П. Астафьева «Людочка». Написание эссе «Мир природы в жизни героев литературных героев XIX века и героев современной литературы» Военная тема в современной литературе (3 часа) 4.1 Военная тема в 1 1 современной литературе. Ценность человеческой личности в рассказе А. Генатулина «Сто шагов на войне». Словесное рисование. Образа героя-рассказчика 4.2 4.3 Взросление 1 молодого человека на войне в повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой» Дневниковые 1 записи от лица А. материала с учётом замысла стиля, определение типологической структуры текста Планирование хода развития основной темы и мысли, отбор и систематизация материала с учётом замысла стиля, определение типологической структуры текста Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста; передача содержания прочитанного текста в сжатом виде в соответствии с ситуацией речевого общения; овладение практическими умениями изучающего чтения Владение разными видами чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста Владение разными видами чтения в Ястребова о первом дне на передовой линии фронта. Литературная русская эмиграция (1 час) 5.1 Образ советской 1 действительности в повети С. Довлатова «Компромисс». Анализ эпизодов Русский постмодернизм (2 часа) 6.1 Ирония – признак 2 постмодернизма. Ирония В. Пелевина, направленная на лживый культ героического в советскую эпоху Современная поэзия (4 часа) 7.1 И. Бродский. 2 Анализ стихотворения «Рождественская звезда». Сопоставление стихотворения И. Бродского и одноимённого стихотворения Б. Пастернака 7.2 Анализ 1 стихотворения Д. Пригова «Вот журавли летят...» зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Планирование хода развития основной темы и мысли, отбор и систематизация материала с учётом замысла стиля, определение типологической структуры текста Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста; передача содержания прочитанного текста в сжатом виде в соответствии с ситуацией речевого общения; овладение практическими умениями изучающего чтения Осознание основных особенностей анализа поэтической речи; владение навыками чтецкого исполнения поэтического произведения Планирование хода развития основной темы и мысли, отбор и систематизация материала с учётом замысла стиля, Философское 1 содержание стихотворения Б. Окуджавы «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину» Осмысление истории в современной литературе (2 часа) 8.1 Уроки истории в 2 повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» 7.3 определение типологической структуры текста Осознание основных особенностей анализа поэтической речи; владение навыками чтецкого исполнения поэтического произведения Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста; овладение практическими умениями изучающего чтения Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе (2 часа) 9.1 Т. Толстая 2 Планирование хода размышление развития основной о будущем в темы и мысли, отбор и повести «Кысь». систематизация Взгляд материала с учётом писательницы на замысла стиля мир в рассказе «Ночь» Деревенская проза (2 часа) 10.1 Б. Екимов. Образ русской деревни и детства в рассказах «Мальчик на велосипеде», «Ночь исцеления». Темы и образы повести «Пиночет». Написание эссе по теме: «Старики и дети - носители 1 1 Планирование хода развития основной темы и мысли, отбор и систематизация материала с учётом замысла стиля, определение типологической структуры текста духовных ценностей в современном мире» Литературные ресурсы Интернета (3 часа) 11.1 Знакомство с 3 библиотекой Максима Мошкова, с её основными рубриками, творческая мастерская, знакомство с правилами публикации собственных произведений на сайте: www.lib.ru Итого 34 Планирование хода развития основной темы и мысли, отбор и систематизация материала с учётом замысла стиля, определение типологической структуры текста 6 Литература для учителя: Литература. Современная русская литература. 1970-1990-е годы. Книга для учителя. - М.: «Первое сентября», 2015. Олимпиадные задания по литературе. 11 класс / Сост. О. А. Финтисова. Волгоград: Учитель, 2014. Литература 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2021. Русская литература ХХ века. В 2 частях. Хрестоматия. Сост. В.В. Агеносов. - М.: Дрофа, 2014. Современная русская литература. Элективный курс. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2014. Электронные ресурсы: Библиотека Гумерhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Fiction/index.php Библиотека живой литературы https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdirection. html Полка https://polka.academy/books Материально-техническое обеспечение курса 1. МЭШ. 2. Тексты художественных произведений.