РП 10-11 современная литература

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Косинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО
учителей гуманитарного
цикла

Заместитель директора по
учебной работе

Директор
________________________

________________________ Н.Н.Караваева
________________________ Е.А.Модина
Приказ №225-ОД от «29»
августа 2023 г.
Т.Н.Останина
Протокол №3 от «29»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

курса «Современная литература»
для обучающихся 10-11 классов

Составитель:
Останина Татьяна Николаевна,
учитель русского языка
и литературы

Коса,2023

Рабочая программа элективного курса по литературе

«Современная литература» 10-11 класс
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа элективного курса «Современная литература»
составлена для учащихся 10- 11 классов. Программа реализуется на основе УМК
В.И.Коровина, Н.Б. Тралкова «Современная литература». Программа соответствует
ФГОС СОО, учитывает возрастные особенности учащихся, построен с учётом
принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует
развитию культурологической и коммуникативной компетенций учащихся.

Программа
построена
на
сочетании
историко-литературного,
хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной
методике литературного образования. В соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартомсреднего общего образования
основные цели завершающего этапа школьного образования состоят:
• в обеспечении условий воспитания и обучения, духовно – нравственного
развития обучающихся и социализации, формирования гражданской
идентичности, социального становления личности, самореализации в
социально и личностно значимой деятельности;
• в завершении формирования у обучающихся — средствами культуры,
науки,
искусства, литературы — общей культуры и относительно целостной
системы
знаний, деятельностей и представлений о природе, обществе и человеке;
• в формировании устойчивой потребности учиться, готовности к
непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию, к
созидательной и ответственной трудовой деятельности на благо семьи,
общества и государства;
• в развитии индивидуальности и творческих способностей с учётом
профессиональных намерений, интересов и запросов обучающихся,
необходимости эффективной подготовки выпускников к освоению программ
профессионального образования.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Косинская СОШ» программа
рассчитана на два года,68 часов. В10 классе отводится 34 часа (1 час в неделю),

в 11 классе проводится 34 часа (1 час в неделю). Предметом изучения
является русская проза 60-90-х годов XX векаи начала XXI века.
Цель курса – сформировать представление об основных явлениях и
тенденциях развития русской литературы последних десятилетий; научить
школьников ориентироваться в постоянно меняющемся, разнообразном мире
современной литературы, самостоятельно оценивать произведения разных
течений; способствовать становлению духовного мира человека.
Целями курса определяется решение следующих задач:
• расширение и углубление знаний о специфике развития, проблематике
современной литературы.
• углубление знаний по теории литературы, выработка умения пользоваться
современными литературоведческими терминами.

• развитие творческих возможностей учащихся.
• программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству
современных авторов, опирается на книжные, журнальные публикации
последних лет.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностными результатами освоения выпускниками средней общей
школы программы по «Современной художественной литературе» являются:
умение анализировать и характеризовать произведение как художественное
целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать
обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;
• умение определять нравственно-философскую и социально- историческую
проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и
героев разных произведений; привлекать литературно-критические
материалы при анализе художественного текста;
• умение соотносить изученное произведение со временем его написания с
различными литературными направлениями, с основными фактами
жизненного и творческого пути писателя;
• умение выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том
числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных
произведений;
• умение самостоятельно выполнять различные виды творческих устных и
письменных работ; писать классные и домашние сочинения по изученным
произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом
литературы;
• создание (самостоятельно или в ходе совместной работы) интернетресурсов
(веб-страницы)
литературно-критического
содержания;
использование постоянно обновляющихся ресурсов Интернета;
• использование знания зарубежной литературы для сопоставления героев
русской и зарубежной литературы; сопоставление различных интерпретаций
произведения в других видах искусств; умение пользоваться электронными
версиями новых книг и литературных журналов;
 умение анализировать произведение в связи с основными литературнокритическими работами, рецензировать прочитанные произведения;
• умение создавать электронные мини-библиотеки со своими аннотациями;
• умение самостоятельно работать с ресурсами электронных библиотек,
подписываться на рассылки электронных новостей по литературе;
• умение создавать тематические презентации;
• умение писать отзывы с последующим размещением на литературных
сайтах, участие в виртуальных дискуссиях на тематических чатах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;оценивать возможные
последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения
поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;распознавать
конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные
результаты
проявляются
в
знаниях,
умениях,
компетентностях,
характеризующих качество овладения обучающимися содержанием
элективного курса в:
 способности ощущать и объяснять специфику современной литературы
как
вида творчества, понимании культурной ценности литературного творчества;
• умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим
читательским опытом, оценивать литературные и визуальные интерпретации
известных сюжетов;
• приобретении читательского опыта,
• восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом
авторской позиции;
• способности применять полученные знания в речевой практике и при
анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно
анализировать, и оценивать литературные произведения в устной и
письменной форме;
• выявлении традиционного и новаторского, заимствований, влияний и
подражаний в литературном произведении; знании особенностей
литературных направлений и стилей, индивидуального стиля писателя;
• способности применять полученные знания для выполнения различных
видов устных и письменных творческих работ различных жанров, проводить
филологические исследования в рамках индивидуальных и коллективных
проектов, для формирования основ собственного стиля;
• умении аргументированно отстаивать свою позицию.
II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ Развитие художественных и идейно – нравственных традиций
современной литературы. Основные направления и тенденции развития.
Многоплановость, жанровое многообразие.
Блок 1. “ЭТИ НЕПРОСТЫЕ ЗО-е ГОДЫ” Всенародная трагедия народа.
Широта художественной панорамы. Глубина постижения исторических
процессов.
1. В.Белов "Кануны", С.Залыгин "На Иртыше", Б.Можаев "Мужики и бабы",
С. Антонов "Овраги", В.Тендряков "Хлеб для собаки".
2. Крушение мечты о “всеобщем счастье”. Тема раскрестьянивания в
литературе.
Блок 2. ГОДЫ РЕПРЕССИЙ
1. В.Дудинцев "Белые одежды",

2. Д. Гранин "Зубр", В.Шаламов" Колымские рассказы"
3.
О.Волков
"Погружение
во
тьму",
С.
Довлатов
“Зона”,Г.Владимиров“Верный Руслан”.
4.Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве.
5. Отражение эпохи 30 -40-х годов. Судьба российской интеллигенции.
Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее
страны. Тема памяти живых и погибших. Органическое единство
художественного и публицистического в произведениях современных
авторов.
Блок 3. "ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ В ПЛАМЕНИ ВОЙНЫ "
1. К.Воробьев “Это мы, Господи”,
2. В. Кондратьев "Сашка",
3. Г.Бакланов "Навеки - девятнадцатилетние",
4. Е. Носов “Костер на ветру”,
5. В.Астафьев "Прокляты и убиты" “Так хочется жить",
6. М.Карим “Помилование”, В.Быков "Медовый месяц", "Полюби меня,
солдатик”, С. Алексиевич "У войны не женское лицо".
7. О.Ермаков “Последний рассказ о войне”, К. Таривердиев “Ловушка”,”
Перебежчик”, Н.Иванов “Спецназ, который не вернулся”, “Вход в плен
бесплатный”, А. Проханов“Чеченский блюз”, В. Маканин “Кавказский
пленный”.
8. Углубление темы Великой Отечественной войны в современной
литературе.
Художественное исследование духовных истоков массового героизма народа
в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.
9. Героика военных будней. Осмысление подвига и трагедии народа.
Психологическая проза, нравственные основы личности человека в
трагических коллизиях войны.
10. “Афганская” и “чеченская” проза. Художественно – документальный
жанр.
Блок 4. "БЕРЕГИ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА" Нравственная красота нашего
современника.
Проблема отношений личности и коллектива. Пристальный интерес к
сложному духовному миру человека, нравственным основам его характера.
Е. Носов "Яблочный Спас", "Карманный фонарик", В.Распутин "В ту
землю”,” Женский разговор", "Нужная профессия", “Изба”. Связь рассказа с
житийной литературой. Вера в силы народного духа, золотые сердца русских
крестьян. С.Бабаян "Моя вина", "Кучук - Ламбат", С. Залыгин "Ирунчик",
"Уроки правнука Вовки", Б. Екимов “Пиночет”. Современная поэзия о
нравственности.
Блок 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА Философское осмысление проблемы –
отношение человека к природе. Утверждение нравственных законов
отношения человека к миру.
Значение образов природы. Роль автора – рассказчика. Публицистичность и
лиризм произведений. В. Распутин "Прощание в Матерой", В. Астафьев

"Царь-рыба", П.Краснов "Шатохи", С.Алексиевич "Чернобыльская молитва",
Г. Медведев “Чернобыльская тетрадь”, “След инверсии”, Ю. Щербак
“Чернобыль”. Боль за родную землю. Органическое единство
художественного и публицистического жанра. А. Варламов "Гора", "Байкал".
Экологические и нравственные проблемы современности.
Блок 6. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ Изображение духовной и физической
мощи человека.
Трудный быт простого человека.
Отношение к труду как к главному делу жизни. Проблема ответственности
человек за свое жизненное поведение (проблема жизненного выбора),
понятие гражданского долга, высота нравственных требований к человеку.
Ф. Абрамов "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька", Б. Екимов
“Пиночет”,”Фетисыч”, “Пастушья звезда”, В.Астафьев “Людочка”,
Г.Бакланов “Кондратий”, Д. Бакин “Сын дерева”, “Страна происхождения”,
А. Цветков“ Герой рабочего класса”, В. Золотуха “Последний коммунист”, С.
Довлатов“Чемодан”
Блок 7. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.
А. Цветков “Герой рабочего класса”, В. Золотуха “Последний коммунист”.
Проблема поиска героя времени. Судьба “растерянного” поколения 90-х
годов. Проблема “отцов” и “детей”. С. Довлатов “Чемодан”, Ю. Трифонов
“Обмен”. Русская интеллигенция в испытаниях
времени.
Блок 8. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. В. Акунин “Азазель”.

№
1

2-3

4-5
6-7
8-9
10-11

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (34 часа)
Тема урока. Краткое содержание
Тема 1. Введение
Особенности литературного процесса конца ХХ века.
Общественно-политическая обстановка в России. Влияние
«возвращенной» отечественной и эмигрантской литературы на
современный литературный процесс.
Неоднородность русской прозы по своим эстетическим
принципам и этико- философским установкам. Неореализм и
постмодернизм.
Три
течения
современной
прозы:
неоклассическое, условно-метафорическое и «другаяпроза»
«Эти непростые 30-е годы». Исторические события в России,
нашедшиеотражение в романах
Тема «раскрестьянивания» в романе Б. Можаева «Мужики и
бабы».Крушение мечты о «всеобщем счастье»
Годы репрессий. Отражение эпохи 30-40-х годов в современной
литературеД. Гранин «Зубр», В. Дудинцев «Белые одежды».
В. Шаламов «Колымские рассказы». Самостоятельный анализ
одного израссказов.

12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29

30-31
32-33
34
№
1-2
3-4

5-7
8-10
11-13
14-16
17-18
19-21

22-23

Г. Владимов «Верный Руслан»
Военная тема в неоклассической прозе «Написанная кровью
сердца»повесть К. Воробьева «Это мы, Господи»
Женщина и война С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В.
Астафьев«Пастух и пастушка»
Дети и война в книге С. Алексиевич «Последние свидетели».
«Афганская проза». Презентация книги С. Дышева «Да
воздастся».
«Чеченская проза». Разлад с миром в рассказе В. Маканина
«Кавказскийпленный».
Художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы.
ПовестьВ. Распутина «Пожар».
Продолжение традиций русской литературы в произведениях
В.П.Астафьева. Общая характеристика творчества.
В.П. Астафьев «Людочка». Нравственные проблемы героев.
Проблемапреступления и наказания. «Без Бога, без природы, без
человека – ужас».
«За понимание друг друга люди платят и кусками жизни».
Повести В.Тендрякова «Ночь после выпуска» и «Расплата».
Русская интеллигенция в испытаниях времени. Ю. Трифонов
«Обмен», Е.Довлатов «Чемодан».
Обобщение изученного
11 класс (34 часа)
Тема урока. Краткое содержание
Повторение пройденного в 10 классе. Основные черты
неоклассической прозы.
Смысл понятия «женская проза». Авторские индивидуальности,
своеобразие стиля, нестандартные подходы к современным
проблемам.
Женские судьбы в повестях В. Токаревой.
Эмоциональная жизнь героев Г. Щербаковой. Внутренний мир
героев.
«Святая вера в свою долю счастья» в прозе Л.С. Петрушевской.
Семейная тема в творчестве Л. Улицкой. Повесть «Медея и ее
дети». Проблема ответственности за тех, кто живет рядом.
Антиутопия
Л.
Петрушевской
«Новые
Робинзоны».
Апокалиптическая картина гибели цивилизации
Повесть Ф. Искандера «Кролики и удавы». Жанровое
своеобразие повести. Изображение с помощью метафоры
тоталитарной общественной системы и механизмов ее действия.
Сказочный тип условности героев.
Понятие о постмодернизме. Виды постмодернизма. Образцы
произведений постмодернизма.

24-26
27-29

30-31
32-33
34

Поэма в прозе Вен Ерофеева «Москва-Петушки»: трагический и
гротесковый характер изображения жизни
Рассказ «Соня» Т. Толстой как произведение «иронического
авангарда».
Композиция
и
сюжет.
Анекдоты
как
сюжетообразующий элемент. Роль реминисценций иронии в
раскрытии образа главнойгероини. Вечные темы в рассказе
Эксперименты В. Пелевина: проза в стиле «фэнтези» и
«римейка», виртуальные миры.
Общая характеристика произведения Саши Соколова «Школа
для дураков»
«Поэт в России больше, чем поэт…» (А. Тарковский, Е.
Евтушенко, А. Вознесенский, И. Бродский и д.р.).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Система оценивания результатов освоения элективного курса
Текущий контроль
анкетирование;
опрос.
Промежуточная аттестация
опрос;
экспертная оценка;
встроенное педагогическое наблюдение.
Итоговое оценивание
анкетирование;
творческий проект;
экспертная оценка.
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
внеурочной деятельности
Перечень оборудования кабинета для реализации программы, включая
мультимедийное:
мультимедийный компьютер;
мультимедиапроектор;
средства телекоммуникации;
принтер лазерный;
интерактивная доска;
цифровой фотоаппарат.
Список информационных источников:
1. М.А. Черняк. Современная русская литература. Учебно-методические
материалы. – Москва «Эксмо», 2017.

2. В.Д. Серафимова. Русская литература ХХ века (в 2 частях). – Москва
«Владос».
3. М.В. Черкезова, С.В. Жожикашливи. Современная русская литература.
(Вторая половина ХХ века) – С-П., Специальная литература», 2016 г.
4. Проза новой России в 4-х томах – Москва, «Вагриус», 2015 г.
5. В.А. Чалмаев. Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке и мнений и
споров. – Литература в школе. - 2002 - № 4, 5.
6. Л.И. Вуколов. Поговорим об истинных ценностях. – Москва, 2014 г. 7.
Литература. Современная русская литература. 1970-1990-е годы. Книга для
учителя. - М.: «Первое сентября», 2015.
8. Олимпиадные задания по литературе. 11 класс / Сост. О. А. Финтисова. Волгоград: Учитель, 2014.
9. Литература 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /
Под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2021.
10. Русская литература ХХ века. В 2 частях. Хрестоматия. Сост. В.В.
Агеносов. - М.: Дрофа, 2014.
11. Современная русская литература. Элективный курс. Учебное пособие для
учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.А.
Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2014
Электронные ресурсы:
1 portal/obschee/ Федеральный портал «Российское
образование».
2. http://www.firo.ru/?page_id=11003 Федеральный институт развития
образования.
3. http://www.rusreadorg.ru/ Официальный сайт Русской ассоциации чтения.
4. Библиотека Гумерhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Fiction/index.php
5. Библиотека живой литературы
https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2015/work/7/pages/artdir
ection.html
6. Полка https://polka.academy/books


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».