Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Косинская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Заместитель директора по учебной работе Директор ________________________ ________________________ Н.Н.Караваева ________________________ Е.А.Модина Приказ №225-ОД от «29» Т.Н.Останина августа 2023 г. Протокол №3 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса ««Текст. Теория и практика»» для обучающихся 10-11 классов Составитель: Останина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Коса,2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10-11 классе «Текст. Теория и практика» разработана на основе учебного пособия «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.- Легион, 2019 г., учебника «Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 класс» под редакцией С.И.Львова. - Москва, 2020 г. Тема данного элективного курса предполагает изучение только избранных вопросов русского языка, поэтому содержание данной рабочей программы включает темы, которые выносятся для проверки при проведении Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Выбор пособия в качестве основы для составления рабочей программы обусловлен тем, что включённый в него теоретический и практический материал отражён в Примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) и способствует успешной подготовке учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс «Читаем, размышляем, сочиняем». Цель курса: научить учащихся работать с текстом, отбирать нужную информацию: находить проблемы текста, комментировать эти проблемы, выявлять авторскую позицию, приводить собственные аргументы. Главное назначение данного курса состоит в том, чтобы учащиеся на экзамене по русскому языку смогли проявить следующие умения и навыки: 1) понимать информацию, содержащуюся в тексте; 2) анализировать содержание читаемого текста 3) формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать; 4) аргументированно доказывать собственное мнение; 5) ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения; 6) структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу. 7) повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Задачи курса: 1) Совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания; 2) Формирование умений соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе и орфографические и пунктуационные; 3) Воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры. Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов любого профиля и рассчитана на 34 часа. Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах. Количество недельных часов - 1 Количество часов в год – 34 Классификация рабочей программы – типовая Требования к подготовке учащихся: Учащиеся должны уметь: - раскрывать роль русского языка в межкультурном общении; - по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям; обнаруживать в тексте образные средстваязыка;разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы; – по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях; аудирование и чтение использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. говорение и письмо создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. Содержание учебного курса: 10кл Раздел 1. Вводный. 1Лекция. Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинения-рассуждения (задание С) на ЕГЭ. Учащиеся познакомятся с заданиями, которые им нужно будет выполнить в сочинении. Это: 1) выявить и сформулировать проблему текста; 2) прокомментировать сформулированную проблему; 3) сформулировать позицию автора по выделенной проблеме; 4) сформулировать свою позицию по выделенной проблеме, подкрепив её двумя аргументами. Как любой законченный текст, сочинение обрамляют вступление и заключение, а значит, от учащихся требуется продумать композицию сочинения. Раздел 2. 2. Лекция. Как сформулировать проблему текста. На этом занятии учащиеся познакомятся с понятием «проблема», с видами проблем, со способами выявления проблем. 3. Практическое занятие. Формулируем проблему текста. Учащиеся попытаются выявить проблему прочитанного текста, обращаясь к материалам лекции. Раздел 3. 4. Лекция. Как прокомментировать проблему. Из этой лекции учащиеся узнают о двух способах изложения: от формулировки проблемы к комментарию и от комментария к формулировке проблемы 5. Практическое занятие. Комментируем сформулированную проблему. На этом занятии учащиеся любым из двух предложенных способов изложения попробуют написать комментарий Раздел 4. 6. Лекция. Как выявить позицию автора. Учащиеся узнают о способах выявления авторской позиции, которая проявляется: 1) в подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении под авторским углом зрения; 2) в соотношении персонажей; 3) в языковом оформлении текста. 7 - 8. Практические занятия. На этих занятиях учащиеся будут выявлять позицию автора, опираясь на способы выявления авторской позиции. Раздел 5. 9. Лекция. Естественные доказательства. Из этой лекции учащиеся узнают о естественных доказательствах, к которым относятся свидетельства очевидцев, документы, примеры из жизни, из художественной литературы, ссылки на авторитет (цитаты, пословицы) 10- 11. Практические занятия. Учимся аргументировать с помощью естественных доказательств. Учащиеся на этих занятиях попытаются в качестве естественных аргументов подобрать примеры из жизни, из художественной литературы 12 Лекция. Искусственные доказательства. Учащиеся узнают об искусственных доказательствах, к которым относятся логические и чувственные аргументы. Логические аргументы делятся на рассуждение с дефиницией, силлогизм, аналогию, а чувственные делятся на аргументы к обещанию и на аргументы к угрозе 13-14. Практические занятия. Учимся аргументировать с помощью искусственных доказательств. Учащиеся будут, опираясь на логические или чувственные доказательства, аргументировать свою позицию. Раздел 6. 15. Лекция. Композиция сочинения – рассуждения. С чего начать? Учащиеся узнают, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать следующими способами: 1) привести общие сведения об обсуждаемой проблеме; 2) сослаться на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме; 3) обратиться к читателю, напоминая ему определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста; 4, описать мысли и чувства, которые возникли после прочтения текста; 5) привести цитату из исходного текста; 6) обратиться к фактам биографии, убеждениям автора текста; 7) начать с проблемного вопроса. 16-17. Практические занятия. Учимся писать вступление к сочинению Опираясь на полученные из лекции знания, учащиеся будут писать вступление к сочинению. 18. Лекция. Композиция сочинения - рассуждения. Как закончить своё сочинение? Из этой лекции учащиеся узнают, какой может быть заключительная часть сочинения. Существует несколько таких способов: 1) резюмирование, повторение в обобщённой форме позиции автора;2) риторический вопрос, подчёркивающий актуальность проблемы; 3) обращение к читателю с призывом,побуждающим к активной деятельности;4) использование цитаты;5) открытый финал. 19-20. Практические занятия. Учимся заканчивать своё сочинение.Основываясь на знаниях, полученных из предыдущей лекции, учащиеся попытаются сами закончить своё сочинение. Раздел 7. 21. Лекция. Речевые ошибки. Учащиеся познакомятся с основными типами речевых ошибок. Речевые ошибки – это ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм. 22-23. Практические занятия. Находим и исправляем речевые ошибки. Учащиеся потренируются в нахождении и исправлении речевых ошибок. 24. Лекция. Грамматические ошибки. Учащиеся познакомятся с основными типами грамматических ошибок. Грамматическая ошибка- это ошибка в структуре языковой единицы в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. 25-26. Практические занятия. Находим и исправляем грамматические ошибки. Опираясь на знания, полученные из предыдущей лекции, учащиеся будут находить и исправлять грамматические ошибки. Раздел 8. 27-29. Практические занятия. Анализируем сочинения - рассуждения. На этих занятиях учащиеся, получив текст сочинения - рассуждения, выступят в качестве экспертов и оценят работу по тем критериям, которые предъявляются к экзаменационному сочинению. Раздел 9. 30 -34. Практические занятия. Пишем сочинения-рассуждения На этих занятиях учащиеся будут на практике реализовывать знания, умения и навыки, полученные во время данного элективного курса. 11кл 1. Вводное занятие. Понятие о тексте. Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря. Сочинение-рассуждение "Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы:, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами" (В. Белинский) 2. Способы выражения темы. Лекция учителя. Практическая работа со стихотворными текстами. Создание текста по предложенным темам 3. Заглавие текста. Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических та-блиц.Создание презентационных материалов учебного занятия. Ключевые (опорные) слова. Ис-следовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой. Провести исследование "Выбор ключевых слов". 4. Синтаксис текста. Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение. Сочинение: "Какие герои в прочитанных мною произведениях кажутся мне положи-тельными, а какие - отрицательными", с использованием контрастных сопоставлений. 5. Способы связи предложений в тексте. Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление.Творческая работа по теме: "О чем говорят имена литературных героев". Средства связи смысловых частей текста. Исследова-тельская деятельность. Анализ языкового материала. Работа со справочной литературой. Составле-ниеобобщающих тематических таблиц. Написать письмо в стиле выбранной исторической эпохи. Лексические средства связи (антонимы, синонимы, лексические повторы). Исследовательская деятельность, анализ и систематизация материала, составление обобщающих тематических таб-лиц.Сочинение, основной мыслью которого станет высказывание А.Н. Толстого: "Не нужно от них открещиваться, не нужно ими злоупотреблять".Лексические средства связи (синонимы). Иссле-довательская деятельность. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематическихтаблиц.Сочинение о дружбе, долге, чести, труде, с использованием синонимов.Лексические средства связи (лексические повторы). Наблюдение, сравнение, сопоставление и анализ. Систематизация материала. Работа со справочной литературой.Сочинение: "Богатство языка есть богатство мыслей" (Н. Карамзин), с использованием стилистических возможностей пословиц, поговорок, афоризмов и др. 7. Стилистическая роль синонимов и антонимов. Исследовательская работа. Поиск изобразительно- выразительных средств.Сочинениеминиатюра Местоимения и союзы в связующей функции. Работа с текстом, подбор материала учащимися, лекция учителя. Подбор стихотворных текстов с местоимениями и союзами в связующей функции. 8. Парцеллированные конструкции. Лексико-фразеологический анализ. Подбор материала с указанными конструкциями 9. Понятия о типах речи. Повествование. Языковые средства повествования. Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря. Сочинение-рассуждение о типах речи Описание. Языковые средства описания. Лекция учителя. Практическая работа со стихотворными текстами. Создание проекта «Языковые средства описания» (на примере одного произведения) Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических таблиц. Создание презентационных материалов учебного занятия. Анализ и составление текстов описание, рассуждение, повествование. Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой. Составление презентации по теме 10. Тексты разных стилей. Языковые особенности публицистического стиля. Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение. Сочинение: "Какие герои в прочитанных мною произведениях кажутся мне положительными, а какие отрицательными", с использованием контрастных сопоставлений.Анализ и составление текстов публицистического стиля речи. Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление. Творческая работа по теме: "Публичное выступление".Языковые особенности научного стиля. Исследо-вательская деятельность. Анализ языкового материала. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц.Написать письмо в стиле выбранной исторической эпохи. Анализ и составление текстов научного стиля речи.Исследовательская деятельность, анализ и систематизация материала, составление обобщающих тематических таблиц.Сочинение-миниатюра, основной 6. мыслью которого станет высказывание С. Маршака: "Словарь языка отражает все изменения, происходящие в мире" Языковые особенности официально-делового стиля. Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц.Создание текстов указанных жанров.Анализ и составление текстов официально-делового стиля. Наблюдение, сравнение, сопоставление и анализ. Систематизация материала. Работа со справочной литературой. Создание текстов указанных жанров Языковые особенности разговорного стиля. Исследовательская работа. Поиск изобразительно- выразительных средств.Создание проекта «Диалектизмы и их роль в художественном произведении» (на примере одного произведения). Тексты художественного стиля речи. Работа с текстом, подбор материала учащимися, лекция учителя. Творческая работа 11. Выразительные средства языка. Лексико-фразеологический анализ. Создание проекта «Средства художественной выразительности» (на примере одного произведения).Стилистические фигуры. Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря. Творческая работа «Роль стилистических фигур в произведении…».Анализ текстов художественного стиля речи. Лекция учителя.Практическая работа со стихотворными текстами. Создание фрагментов поэтического текста , используя звукопись.Составление текстов художественного стиля речи. Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических таблиц. Создание презентационных материалов учебного занятия.Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой. Используя различные словари, провести исследование «Стилистические особенности текстов". Презентация и защита выполненных работ. Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение. Сочинение: "Какие герои в прочитанных мною произведениях кажутся мне положительными, а какие отрицательными", с использованием контрастных сопоставлений. 12. Обобщение и систематизация изученного. Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление.Творческая работа по теме: "О чем говорят названия текстов" Тематическое планирование 10кл № п/п Наименование разделов, тем кол-во часов 1 2 3 4 Вводный. Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинениярассуждения (задание С) на ЕГЭ Как сформулировать проблему текста Как прокомментировать проблему Как выявить позицию автора 5 Доказательства естественные и искусственные 7 6 Композиция сочинения – рассуждения 6 7 Речевые и грамматические ошибки 6 8 Анализируем сочинения – рассуждения 3 1 9 Пишем сочинения – рассуждения 2 3 2 5 Итого 35 11кл № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наименование разделов, тем Вводное занятие. Понятие о тексте. Способы выражения темы. Заглавие текста. Синтаксис текста. Способы связи предложений в тексте. Лексические средства связи Стилистическая роль синонимов и антонимов. Парцеллированные конструкции. Понятия о типах речи. Тексты разных стилей. Выразительные средства языка. Обобщение и систематизация изученного. Итого Кол-во часов 1 1 2 1 2 3 2 1 4 8 6 3 34 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 1. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.- Легион, 2012 г. 2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2014 3. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. М., 2014 4.Г.Т.Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Часть 3 (С).Методические рекомендации по выполнению задания: учебно- методическое пособие. – М.: «Экзамен», 2015 5.Уинстон Э. Аргументация. Десять уроков для начинающих авторов. М.,2015 Интернет-ресурсы: 1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru], 2015. 2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27], 2015. 3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visualbasic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.rusedu.ru/subcat_27.html], 2015. 4. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.uroki.net/docrus.htm], 2015. 5. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/25110], 2015 Календарно-тематическое планирование 10 класс № занятия Тема занятия Форма занятия 1 Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинениярассуждения на ЕГЭ (27 задание) лекция 2 Как сформулировать проблему текста? Формулируем проблему текста Как прокомментировать проблему Комментируем сформулированную проблему Комментируем сформулированную проблему Как выявить позицию автора. Выявляем позицию автора, опираясь на способы выявления авторской позиции. лекция 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 практикум лекция практикум практикум лекция практикум Естественные доказательства. Учимся аргументировать с помощью естественных доказательств Учимся аргументировать с помощью естественных доказательств Учимся аргументировать с помощью естественных доказательств Искусственные доказательства Учимся аргументировать с помощью искусственных доказательств. Учимся аргументировать с помощью искусственных доказательств. Композиция сочинения – рассуждения. С чего начать? лекция практикум Учимся писать вступление к сочинению Учимся писать вступление к практикум практикум практикум лекция практикум практикум лекция практикум Дата Дата проведения проведения по плану фактически 20 сочинению Композиция сочинения рассуждения. Как закончить своё сочинение? Учимся заканчивать своё сочинение. практикум 21 Учимся заканчивать своё сочинение. практикум 22 23 Речевые ошибки. Находим и исправляем речевые ошибки Находим и исправляем речевые ошибки Грамматические ошибки. Находим и исправляем грамматические ошибки Находим и исправляем грамматические ошибки Анализируем сочинения рассуждения. Анализируем сочинения рассуждения. Анализируем сочинения рассуждения. Пишем сочинение-рассуждение Пишем сочинение-рассуждение Пишем сочинение-рассуждение Пишем сочинение-рассуждение лекция практикум 19 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 лекция практикум лекция практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум практикум 11кл № занятия Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 Понятие о тексте. Способы выражения темы Заглавие текста Ключевые (опорные) слова. Синтаксис текста. Способы связи предложений в тексте Средства связи смысловых частей текста Лексические средства связи 8 Форма занятия лекция лекция практикум практикум практикум лекция лекция практикум Дата Дата проведения проведения по плану фактически 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 (антонимы, синонимы, лексические повторы) Лексические средства связи (синонимы) Лексические средства связи (лексические повторы) Стилистическая роль синонимов и антонимов Местоимения и союзы в связующей функции. Парцеллированные конструкции Понятия о типах речи. Повествование. Языковые средства повествования. Описание. Языковые средства описания. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения Анализ и составление текстов описание, рассуждение, повествование Тексты разных стилей. Языковые особенности публицистического стиля. Анализ и составление текстов публицистического стиля речи. Тексты разных стилей. Языковые особенности научного стиля. Анализ и составление текстов научного стиля речи. Тексты разных стилей. Языковые особенности официально-делового стиля Анализ и составление текстов официально-делового стиля Тексты разных стилей. Языковые особенности разговорного стиля. Тексты художественного стиля речи Выразительные средства языка. Выразительные средства языка Стилистические фигуры Стилистические фигуры Анализ текстов художественного стиля речи практикум практикум практикум практикум лекция практикум практикум практикум практикум лекция практикум лекция практикум лекция практикум лекция практикум лекция практикум лекция практикум практикум 31 32 33 34 Составление текстов художественного стиля Оформление итоговых работ Презентация и защита выполненных работ. Обобщение и систематизация изученного. практикум практикум практикум повторение https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/planirovanie/eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-1011-klassov-ot-slova-k-sloviesnosti http://www.legionr.ru/deyatelnost/legionsbooks/?SECTION_ID=112&ELEMENT_ID=3545 http://www.legionr.ru/deyatelnost/legionsbooks/?SECTION_ID=112&ELEMENT_ID=4894 http://www.valujchik.gvarono.ru/docs/rp/rp24.pdf http://www.prosv.ru/_data/assistance/114/811c91c1-2646-4bdf-b002-39118a5a5315.pdf