МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОСИНСКАЯСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
учителей математического и
естественно-научного цикла
________________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УР
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ "Косинская
СОШ"
________________________
________________________
Модина Е.А.
Караваева Н.Н.
Приказ №225-ОД
от «29» августа 2023 г.
Останина Е.Н.
Протокол №3
от «28» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс «ИНФОРМАТИКА»
5-6 классы
Составить: Модина Елена Алексеевна,
учитель информатики
2023
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основной школы, Примерной программы
основного общего образования по информатике и ИКТ,авторской программы Босовой Л.Л.. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010., допущенной Министерством образования и науки РФ
к изучению в общеобразовательных учреждениях. Пропедевтический курс Л.Л.Босовой выбран
потому, что позволяет сформировать у школьников представления об информационной
деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного
общества и перейти в старших классах на работу по стандартным учебникам информатики.
Преподавание ведется в РВГ
Изучение информатики и ИКТ в 5–6 классах направлено на достижение следующих
целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами
информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и
коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий
основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное
формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель»,
«алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5
классе необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в
окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение
первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия
решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений
использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,
хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и
графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами
освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков
самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе
обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед
аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся
основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ
объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное
достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения,
сетуации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под
понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей;
построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать
условия
для
овладения
основными
универсальными
умениями
информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в
информационной деятельности человека;
расширить
спектр
умений
использования
средств
информационных
и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих
редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых
инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы;
воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим
предметам и в жизни;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками
исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления
объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед
аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Место предмета в базисном учебном плане
Обязательная часть учебного плана примерной основнойобразовательной программы
основного общего образованияне предусматривает обязательное изучение курса информатики в
5–6 классах. Время на данный курс образовательнаяорганизация может выделить за счет части
учебного плана,формируемой участниками образовательных отношений.
Программное и учебно – методическое оснащение учебного плана
5
Реквизиты программы
УМК обучающихся
УМК учителя
Информатика. Примерные
рабочие программы.
5–9
классы:
учебнометодическое пособие /
сост. К. Л. Бутягина. — 2-е
изд., стереотип. — М. :
БИНОМ. Лаборатория
Информатика. 5 класс :
учебник / Л. Л. Босова,
А. Ю. Босова. — М. :
БИНОМ.
Лаборатория
знаний,
2013. — 184 с. : ил.
Информатика и ИКТ:
Учебник для 5 класса
Информатика и ИКТ:
Рабочая тетрадь для 5
класса
Информатика. 5 класс :
самостоятельные
и
Школьный
компонент
Региональный
компонент
Федеральный
компонент
Класс
Количество часов в
неделю
1
знаний, 2018. — 224 с. :
ил.
контрольные работы
Информатика. 5 класс
:итоговые
контрольные
работы
Информатика и ИКТ:
Учебник для 6 класса
6
1
Информатика и ИКТ:
Учебник для 6 класса
Информатика и ИКТ:
Рабочая тетрадь для 6
класса
Информатика. 6 класс :
самостоятельные
и
контрольные работы
Информатика. 6 класс
:итоговые
контрольные
работы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной
знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в
зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация
изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических
объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и
использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных
средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Учебно-тематический план
№ Название темы
1
2
3
4
5
6
7
8
Информация вокруг нас
Компьютер
Подготовка текстов на компьютере
Компьютерная графика
Создание мультимедийных объектов
Объекты и системы
Информационные модели
Алгоритмика
Итого:
общее
12
7
8
6
7
8
10
10
68
Количество часов
теория
практика
10
2
2
5
2
6
1
5
1
6
6
2
5
5
3
7
30
38
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах
основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками
(разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по
способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации.
Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная
форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы
представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение
новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики.
Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.
Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление.
Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и
организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста,
звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила
именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши,
действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню.
Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна.
Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция
пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы
редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление
фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка
переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование
абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и
форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение
данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического
редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и
внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.
Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет).
Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта
движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения
объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные
модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые
таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении
величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители
(Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение,
среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их
последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица,
блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в
повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями
Чертёжник, Водолей и др.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Примерные
темы,
раскрывающие основное
содержание программы, и
число часов, отводимых
на каждую тему
Тема 1. Информация вокруг
нас (12 часов)
Основное содержание по темам
Характеристика деятельности ученика
Информация и информатика. Как
человек получает информацию. Виды
информации по способу получения.
Хранение
информации.
Память
человека и память человечества.
Носители информации.
Передача информации. Источник,
канал, приёмник. Примеры передачи
информации. Электронная почта.
Код,
кодирование
информации.
Способы кодирования информации.
Метод координат.
Формы представления информации.
Текст как форма представления
информации.
Табличная
форма
представления
информации.
Наглядные формы представления
информации.
Обработка информации. Разнообразие
задач
обработки
информации.
Изменение формы представления
информации.
Систематизация
информации. Поиск информации.
Получение
новой
информации.
Преобразование
информации
по
заданным правилам. Черные ящики.
Преобразование информации путем
рассуждений.
Разработка
плана
действий и его запись. Задачи на
переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное
познание
окружающего
мира.
Абстрактное мышление. Понятие как
форма мышления.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры передачи, хранения и
обработки информации в деятельности
человека, в живой природе, обществе,
технике;
приводить примеры информационных
носителей;
классифицировать
информацию
по
способам её восприятия человеком, по
формам представления на материальных
носителях;
разрабатывать план действий для решения
задач на переправы, переливания и пр.;
определять, информативно или нет
некоторое сообщение, если известны
способности конкретного субъекта к его
восприятию.
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения,
используя простейшие коды;
работать
с
электронной
почтой
(регистрировать
почтовый
ящик
и
пересылать сообщения);
осуществлять поиск информации в сети
Интернет с использованием простых
запросов (по одному признаку);
сохранять
для
индивидуального
использования найденные в сети Интернет
информационные объекты и ссылки на
них;
систематизировать (упорядочивать) файлы
и папки;
вычислять
значения
арифметических
выражений с помощью программы
Калькулятор;
преобразовывать
информацию
по
Тема 2. Компьютер (7часов)
Тема 3. Подготовка текстов
на компьютере (8 часов)
Компьютер – универсальная машина
для работы с информацией. Техника
безопасности и организация рабочего
места.
Основные устройства компьютера, в
том числе устройства для ввода
информации
(текста,
звука,
изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы
и документы. Файлы и папки.
Основные
правила
именования
файлов.
Элементы
пользовательского
интерфейса: рабочий стол; панель
задач. Мышь, указатель мыши,
действия с мышью. Управление
компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню.
Запуск программ. Окно программы и
его компоненты. Диалоговые окна.
Основные элементы управления,
имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод
информации
в
память
компьютера. Клавиатура. Группы
клавиш. Основная позиция пальцев на
клавиатуре.
Текстовый редактор.
Правила
ввода
текста.
Слово,
предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка,
удаление
и
замена
символов).
Фрагмент. Перемещение и удаление
фрагментов.
Буфер
обмена.
Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка
переносов. Форматирование символов
(шрифт, размер, начертание, цвет).
Форматирование
абзацев
(выравнивание, отступ первой строки,
междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее
форматирование
и
заполнение
данными.
заданным правилам и путём рассуждений;
решать задачи на переливания, переправы
и пр. в соответствующих программных
средах.
Аналитическая деятельность:
выделять аппаратное и программное
обеспечение компьютера;
анализировать устройства компьютера с
точки зрения организации процедур ввода,
хранения, обработки, вывода и передачи
информации;
определять технические средства, с
помощью которых может быть реализован
ввод
информации
(текста,
звука,
изображения) в компьютер.
Практическая деятельность:
выбирать и запускать нужную программу;
работать
с
основными
элементами
пользовательского
интерфейса:
использовать
меню,
обращаться
за
справкой, работать с окнами (изменять
размеры и перемещать окна, реагировать
на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с
помощью
клавиатуры
(приёмы
квалифицированного
клавиатурного
письма), мыши и других технических
средств;
создавать, переименовывать, перемещать,
копировать и удалять файлы;
соблюдать требования к организации
компьютерного
рабочего
места,
требования безопасности и гигиены при
работе со средствами ИКТ.
Аналитическая деятельность:
соотносить этапы (ввод, редактирование,
форматирование) создания текстового
документа и возможности тестового
процессора по их реализации;
определять
инструменты
текстового
редактора для выполнения базовых
операций
по
созданию
текстовых
документов.
Практическая деятельность:
создавать
несложные
текстовые
документы на родном и иностранном
языках;
выделять,
перемещать
и
удалять
фрагменты текста; создавать тексты с
повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический контроль в
текстовом документе с помощью средств
текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с
заданными требованиями к шрифту, его
начертанию,
размеру и
цвету,
к
Тема 4. Компьютерная
графика (6 часов)
Компьютерная графика.
Простейший графический редактор.
Инструменты
графического
редактора. Инструменты создания
простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение
изменений. Работа с фрагментами:
удаление, перемещение, копирование.
Преобразование фрагментов.
Устройства
ввода
графической
информации.
Тема 5. Создание
мультимедийных объектов
(7 часов)
Мультимедийная презентация.
Описание
последовательно
развивающихся событий (сюжет).
Анимация. Возможности настройки
анимации в редакторе презентаций.
Создание эффекта движения с
помощью смены последовательности
рисунков.
Тема 6. Объекты и системы
(8 часов)
Объекты и их имена. Признаки
объектов:
свойства,
действия,
поведение, состояния. Отношения
объектов. Разновидности объектов и
их классификация. Состав объектов.
Системы объектов.
Система и
окружающая среда.
Персональный
компьютер
как
система.
Файловая
система.
Операционная система.
выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять
данными таблицы.
Аналитическая деятельность:
выделять в сложных графических объектах
простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию
сложных
графических
объектов
из
простых;
определять инструменты графического
редактора для выполнения базовых
операций по созданию изображений;
Практическая деятельность:
использовать простейший (растровый
и/или векторный) графический редактор
для
создания
и
редактирования
изображений;
создавать сложные графические объекты с
повторяющимися
и
/или
преобразованными фрагментами.
Аналитическая деятельность:
планировать последовательность событий
на заданную тему;
подбирать иллюстративный материал,
соответствующий замыслу создаваемого
мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
использовать редактор презентаций или
иное программное средство для создания
анимации по имеющемуся сюжету;
создавать
на
заданную
тему
мультимедийную
презентацию
с
гиперссылками, слайды которой содержат
тексты, звуки, графические изображения.
Аналитическая деятельность:
анализировать
объекты
окружающей
действительности, указывая их признаки
—
свойства,
действия,
поведение,
состояния;
выявлять
отношения,
связывающие
данный объект с другими объектами;
осуществлять
деление
заданного
множества объектов на классы по
заданному
или
самостоятельно
выбранному признаку —
основанию
классификации;
приводить
примеры
материальных,
нематериальных и смешанных систем.
Практическая деятельность:
изменять свойства рабочего стола: тему,
фоновый рисунок, заставку;
изменять свойства панели задач;
узнавать свойства компьютерных объектов
(устройств, папок, файлов) и возможных
действий с ними;
Тема 7. Информационные
модели (10 часов)
Тема 8. Алгоритмика (10
часов)
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели. Словесные
информационные
модели.
Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели.
Структура и правила оформления
таблицы.
Простые
таблицы.
Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и
диаграммы. Наглядное представление
о
соотношении
величин.
Визуализация многорядных данных.
Многообразие
схем.
Информационные модели на графах.
Деревья.
Понятие исполнителя. Неформальные
и формальные исполнители. Учебные
исполнители (Черепаха, Кузнечик,
Водолей и др.) как примеры
формальных
исполнителей.
Их
назначение, среда, режим работы,
система
команд.
Управление
исполнителями с помощью команд и
их последовательностей.
Что такое алгоритм.
Различные
формы
записи
алгоритмов
(нумерованный
список,
таблица,
блок-схема). Примеры линейных
алгоритмов,
алгоритмов
с
ветвлениями и повторениями (в
повседневной жизни, в литературных
произведениях, на уроках математики
и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с
ветвлениями
и
циклами)
для
управления
исполнителями
Чертёжник, Водолей и др.
упорядочивать информацию в личной
папке.
Аналитическая деятельность:
различать натурные и информационные
модели,
изучаемые
в
школе,
встречающиеся в жизни;
приводить примеры использования таблиц,
диаграмм, схем, графов и т.д. при
описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
создавать словесные модели (описания);
создавать многоуровневые списки;
создавать табличные модели;
создавать
простые
вычислительные
таблицы, вносить в них информацию и
проводить несложные вычисления;
создавать диаграммы и графики;
создавать схемы, графы, деревья;
создавать графические модели.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и
неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению
учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые
могут быть описаны с помощью линейных
алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и
циклами.
Практическая деятельность:
составлять линейные алгоритмы по
управлению учебным исполнителем;
составлять вспомогательные алгоритмы
для управления учебными исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по
управлению учебным исполнителем.
Поурочное планирование
5 класс
Номер
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Тема урока
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и
организация рабочего места. Информация вокруг нас.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Ввод информации в память компьютера.Клавиатура. Практическая
работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем
приёмы управления компьютером»
Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и
сохраняем файлы»
Передача информации. Электронная почта.
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»
В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод
координат.
Тест по теме «Информация и информационные процессы»
Текст как форма представления информации. Компьютер –
основной инструмент подготовки текстов
Основные объекты текстового документа. Ввод текста.
Практическая работа №5 «Вводим текст»
Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем
текст»
Текстовый фрагмент и операции с ним.Практическая работа №7
«Работаем с фрагментами текста»
Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем
текст»
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и
2)
Табличный способ решения логических задач.Практическая работа
№9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)
Наглядные формы представления информации. От тексата к
рисунку, от рисунка к схеме.
Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая
работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»
Устройства ввода графической информации.Практическая работа
№12 «Работаем с графическими фрагментами»
Графический редактор.Практическая работа №13 «Планируем
работу в графическом редакторе»
Разнообразие задач обработки информации.
Кодирование как изменение формы представления информации
Систематизация информации.Практическая работа №14 «Создаём
списки»
Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию
в сети Интернет»
Преобразование информации по заданным правилам.Практическая
работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы
Калькулятор»
Преобразование информации путём рассуждений
Разработка плана действий. Задачи о переправах.
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях
Параграф
учебника
Введение, §1,
§2(3)
§2
§3
§4
§5
§6 (1)
§6 (2)
§7 (1)
§7 (2)
§8 (1, 2)
§9 (3, 4)
§9 (5)
§8 (6)
§8 (7)
§9 (1)
§9 (2)
§10 (1, 2)
§10 (3)
§11 (1)
§11 (2)
§11 (1, 2)
§12 (1, 2)
§12 (4)
§12 (2)
§12 (3)
§12 (5)
§12 (6)
§12 (7)
§12 (7)
Домашнее
задание
§ 1 РТ №4, №7,
§2РТ:№12 №13,
№14, № 20
Номер
урока
30.
Тема урока
Создание движущихся изображений.Практическая работа №17
«Создаём анимацию» (задание 1).
31.
Создание анимации по собственному замыслу.Практическая работа
№17 «Создаём анимацию» (задание 2).
Итоговое повторение
32.
Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18
«Создаем слайд-шоу»
33.
Итоговая контрольная работа
34.
Резерв учебного времени
Параграф
учебника
§12 (8)
Домашнее
задание
§12 (8)
6 класс
Номер
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Тема урока
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего
места. Объекты окружающего мира
Компьютерные объекты.Практическая работа №1 «Работаем с основными
объектами операционной системы»
Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами
файловой системы»
Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между
множествами.Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического
редактора»
Отношение «входит в состав». Практическая работа №4 «Повторяем возможности
текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»
Разновидности объекта и их классификация.Практическая работа №5
«Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–
3)
Классификация компьютерных объектов.Практическая работа №5 «Знакомимся с
графическими возможностями текстового процессора» (задание 4-6)
Системы объектов. Состав и структура системы.Практическая работа №6
«Создаем компьютерные документы»
Система и окружающая среда. Система как черный ящик.Практическая работа №7
«Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)
Персональный компьютер как система.Практическая работа №7 «Конструируем и
исследуем графические объекты» (задания 2, 3)
Как мы познаем окружающий мир.
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
Определение понятия.
Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8
«Создаём графические модели»
Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные)
описания.Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»
Математические модели.Многоуровневые списки.Практическая работа №10
«Создаём многоуровневые списки»
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая
работа №11 «Создаем табличные модели»
Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц.
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом
процессоре»
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и
их соотношений.Практическая работа №12 «Создаём информационные модели –
диаграммы и графики»
Параграф
учебника
Введение, §1
§2(3)
§2(1,2)
§3 (1, 2)
§3 (3)
§4 (1, 2)
§4 (1, 2, 3)
§5 (1, 2)
§5 (3, 4)
§6
§7
§8 (1, 2)
§8 (3)
§9
§10 (1, 2, 3)
§10 (4)
§11 (1, 2)
§11 (3, 4)
§12
Номер
урока
20.
31.
32.
Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта
«Диаграммы вокруг нас». Практическая работа №14 «Создаём информационные
модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)
Информационные модели на графах. Использование графов при решении
задач.Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы,
графы, деревья» (задания 4 и 6)
Что такое алгоритм. Работа в среде исполнителя Кузнечик
Формы записи алгоритмов Работа в среде исполнителя Водолей
Линейные алгоритмы.Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию
«Часы»»
Алгоритмы с ветвлениями.Практическая работа №16 «Создаем презентацию с
гиперссылками «Времена года»
Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №17 «Создаем циклическую
презентацию «Скакалочка»
Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.Работа в
среде исполнителя Чертёжник
Использование вспомогательных алгоритмов.Работа в среде исполнителя
Чертёжник
Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.Работа в среде
исполнителя Чертёжник
Мультимедийная презентация. Разработка сценария презентации. Анимация в
презентации.
Гиперссылки. Настройка смены слайдов.
Настройка демонстрации.
33
34.
Выполнение и защита итогового проекта.
Резерв учебного времени
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Параграф
учебника
Тема урока
§12
§13 (1)
§13 (2, 3)
§14
§15
§16
§17 (1)
§17 (2)
§17 (3)
§18 (1, 2)
§18 (3)
§18 (4)
Итоговое повторение
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 5–6 классов
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9
классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013. (в формате *.pdf)
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013. (в формате *.pdf)
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их
достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении
опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они
показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника.
Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую
оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания
повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении
знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в
рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются
отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми
группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового
контроля.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация»,
«информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности
человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности
конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий
современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с
использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства,
действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или
самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Выпускник научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими
функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню,
обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна,
реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися
фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом,
курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых
рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов
(по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную
страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования
безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и
правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с
применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы,
рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств
текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию,
размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического
редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или
преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать
презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать
сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет
материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Выпускник научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые
диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей;
о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф,
дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Алгоритмика
Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
«система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных
исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические
конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой
команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие
базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Тематическое планирование курса «Информатика» в 5 классе
п/п
Тема урока
Тип урока
Планируемые
предметные
результаты
Получить общие
представления о целях
изучения курса
информатики; общие
представления об
информации и
информационных
процессах. Знать правила
техники безопасности и
организации рабочего
места при работе в
компьютерном классе
Знать основные устройства
компьютера и их функции
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Формы и
виды
контрол
я
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Смыслообразование –
адекватная мотивация
учебной деятельности.
Навыки безопасного и
целесообразного поведения
при работе в компьютерном
классе.Доброжелательное
отношение к окружающим.
Умение работать с
учебником; умение
работать с электронным
приложением к
учебнику. Обобщение и
систематизация
представлений
учащихся об
информации и способах
еѐ получения человеком
из окружающего мира
Инициативное
сотрудничество – ставить
вопросы, обращаться за
помощью
Целеполагание –
формулировать и
удерживать учебную
задачу; планирование –
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации
Беседа.
Зачёт по
ТБ
Основы ИКТкомпетентности,
актуализация и
систематизация
представлений об
основных устройствах
компьютера и их
функциях, расширение
представления о сферах
применения
компьютеров
Инициативное
сотрудничество – ставить
вопросы, обращаться за
помощью; проявлять
активность во
взаимодействии для
решения
коммуникативных задач.
Планирование – выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Беседа,
фронтальн
ый опрос
Общеучебные –
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель;
Основы ИКТкомпетентности;
умение ввода
информации с
клавиатуры;
Общеучебные –
актуализировать и
структурировать общие
представления
учащихся о
программном
обеспечении
Инициативное
сотрудничество – ставить
вопросы, обращаться за
помощью; проявлять
активность во
взаимодействии для
решения
коммуникативных задач
Планирование – выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации
Фронтальн
ый опрос,
практич.ра
бота
Инициативное
сотрудничество –
формулировать свои
затруднения
взаимодействие –
формулировать
собственное мнение,
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще
неизвестно; целеполагание
– преобразовывать
практическую задачу
Фронтальн
ый опрос,
практич.ра
бота
Личностные УУД
1
Цели
изучения
курса
информатики.
Техника
безопасности
и организация
рабочего
места.
Информация
вокруг нас.
Урок – лекция
с элементами
беседы
2
Компьютеруниверсальна
я машина для
работы с
информацией
Урок – лекция
с элементами
беседы
3
Ввод
информации в
память
компьютера.
Практическая
работа№1
«Вспоминаем
клавиатуру»
Комбинирова
нный
Иметь представление об
основных устройствах
ввода информации в память
компьютера.
Смыслообразование–
представление о роли
компьютеров в жизни
современногочеловека;
способность и готовность к
принятию ценностей
здорового образа жизни за
счет знания основных
гигиенических,
эргономических и
технических условий
безопасной эксплуатации
средств информационных и
коммуникационных
технологий (ИКТ).
Понимание важности для
современного человека
владения навыком слепой
десятипальцевой печати
4
Управление
компьютером.
Практическая
работа №2
«Вспоминаем
приёмы
управления
Комбинирова
нный
Иметьобщие представления
о пользовательском
интерфейсе, о приѐмах
управления компьютером.
Научиться определять ПО
компьютера и его
функции.знать основные
Смыслообразование –
адекватная мотивация
учебной
деятельности.понимание
важности для современного
человека владения
навыками работы на
Регулятивные УУД
компьютером
»
объекты Рабочего стола и
уметь работать с ними.
компьютере
компьютера,.иметь
навыки управления
компьютером.
Общеучебные – ставить
и формулировать
проблемы.понимание
единой сущности
процесса хранения
информации человеком
и технической
системой; основы ИКТкомпетентности;
умения работы с
файлами; умения
упорядочивания
информации в личном
информационном
пространстве
Общеучебные –
контролировать и
оценивать процесс и
результат деятельности
слушать собеседника;
вобразовательную
Инициативное
сотрудничество –
задавать вопросы,
проявлять активность;
использовать речь для
регуляции своего
действия
Целеполагание–
формулировать и
удерживать учебную
задачу, выполнять учебные
действия по созданию и
сохранению файлов;
коррекция – вносить в
процессе работы
необходимые изменения и
дополнения
Фронтальн
ый опрос,
практич.ра
бота
Формулировать
собственное мнение,
слушать собеседника
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известноо передаче
информации и усвоено, и
того, что еще неизвестно
Тест,
Понимание значения
коммуникации для жизни
человека и человечества;
интерес к изучению
информатики.Способность
к избирательному
отношению к получаемой
информации за счет умений
ее анализа и критичного
оценивания
Основы ИКТкомпетентности;
умение отправлять и
получать электронные
письма, рефлексия
способов и условий
действия, контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности
Инициативное
сотрудничество – ставить
вопросы, обращаться за
помощью; проявлять
активность во
взаимодействии для
решения
коммуникативных задач
Планирование – выполнять
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации.Целеполагание
– преобразовывать
практическую задачу в
образовательную.
Фронтальн
ый опрос,
задания в
рабочей
тетради
Понимание значения
различных кодов в жизни
человека; интерес к
изучению
информатики.установка на
здоровый образ жизни.
Знаково-символические
– умение
перекодировать
информацию из одной
пространственнографической или
знаково-символической
формы в другую.
Понимание
необходимости выбора
той или иной формы
представления
(кодирования)
информации в
зависимости от стоящей
Инициативное
сотрудничество – ставить
вопросы, обращать за
помощью, слушать
собеседника
Выполнять действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее
реализации.Саморегуляция
- способность к
мобилизации сил и
энергии;
Формулировать и
удерживать учебную
задачу; применять
установленные правила в
работе с координатной
плоскостью.
Фронтальн
ый опрос,
задания в
рабочей
тетради
5
Хранение
информации.
Практическая
работа №3
«Создаём и
сохраняем
файлы».
Комбинирова
нный
Иметь общие
представления о хранении
информации как
информационном процессе;
представления о
многообразии носителей
информации;
уметьсоздавать и сохранять
файлы в личной папке.
Самоопределение –
готовность и способность к
саморазвитию, понимание
значения хранения
информации для жизни
человека и человечества;
интерес к изучению
информатики.
6
Передача
информации
Тест по теме
«Устройства
компьютера и
основы
пользовательс
кого
интерфейса»
Электронная
почта.
Практическая
работа №4
«Работаем с
электронной
почтой».
Открытия
нового знания
Понимание значения
коммуникации для жизни
человека и человечества;
интерес к изучению
информатики
8
В мире кодов.
Способы
кодирования
информации
Урок –
ознакомления
с новым
материалом
Научиться определять
источник, приемник
информации, канал связи,
помехи в различных
ситуациях; определять
способы передачи
информации на разных
этапах развития
человечества.
Формирование навыков
безопасного и
целесообразного поведения
при работе с
компьютерными
программами в Интернете.
Получит общие
представления об
электронной почте, об
электронном адресе и
электронном письме
Научиться кодировать и
декодировать информацию,
различать различные коды,
применять коды на
практики.
9
Метод
координат
Тест по теме
«Информация
и
«информацио
нные
Комбинирова
нный
Иметь представление о
методе координат.
Научиться работать с
координатной плоскостью,
пользоваться методом
координат
Понимание значения
различных кодов в жизни
человека; интерес к
изучению информатики.
7
Комбинирова
нный урок
Планирование учебного
сотрудничества– слушать
собеседника, задавать
вопросы; использовать
речь
Тест,
практич.ра
бота
10
процессы
Текст как
форма
представлени
я
информации.
Компьютер —
основной
документ
подготовки
текстов
Урок –
ознакомления
с новым
материалом
Иметь общее
представление о тексте как
форме представления
информации; уметь
создавать несложные
текстовые документы на
родном языке;
сформировать
представление о
компьютере как
инструменте обработки
текстовой информации
Иметь понятие о
документе, об основных
объектах текстового
документа; знать основные
правила ввода текста; уметь
создавать несложные
текстовые документы на
родном языке
Чувство личной
ответственности за качество
окружающей
информационной среды.
Освоение общемирового
культурного наследия
Нравственно-этическая
ориентация,чувство личной
ответственности за качество
окружающей
информационной среды
Основные
объекты
текстового
документа
.Ввод текста.
Практическая
работа №5
«Вводим
текст»
Редактирован
ие текста.
Практическая
работа №6.
«Редактируем
текст»
Комбинирова
нный
Комбинирова
нный
Получить представление о
редактировании как этапе
создания текстового
документа; уметь
редактировать несложные
текстовые документы на
родном языке
Установление учащимися
связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом,
чувство личной
ответственности за качество
окружающей
информационной среды
13
Фрагменты
текста.
Практическая
работа №7.
«Работаем с
фрагментами
текста».
Комбинирова
нный
Развитие навыков и умений
использования
компьютерных устройств.
Научиться работать с
фрагментами текста
14
Форматирова
ние текста.
Практическая
работа №8
«Форматируе
м текст»
Комбинирова
нный
Получить представление о
форматировании как этапе
создании текстового
документа; уметь
форматировать несложные
текстовые документы;
Чувство личной
ответственности за качество
окружающей
информационной среды,
знание моральных норм и
умение выделить
нравственный аспект
поведения
Самопознание и
самоопределение,включая
самоотношение и
самооценку. Чувство
личной ответственности за
качество окружающей
информационной среды
15
Структура
таблицы.
Практическая
Комбинирова
нный
Получить представление о
структуре таблицы; уметь
создавать
11
12
Чувство личной
ответственности за качество
окружающей
задачи.
Основы ИКТкомпетентности;
умение осознанно
строить речевое
высказывание в
письменной
форме.знаниеисторичес
ких аспектов создания
текстовых документов
Формулировать свои
затруднения, ставить
вопросы, обращаться за
помощью, слушать
собеседника
Целеполагание - как
постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно
подготовке текстовых
документов и усвоено, и
того, что еще неизвестно
Фронтальн
ый опрос,
задания в
рабочей
тетради
Осознанно строить
сообщения в устной и
письменной форме;
структурирование
знаний, контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности.
Учиться организовывать
и планировать учебное
сотрудничество с
учителем и сверстниками
Преобразовывать
практическую задачу в
образовательную,
использовать
установленные правила в
контроле способа решения
задачи.
Фронтальн
ый
опроспракт
ич.работа
Умение осознанно
строить речевое
высказывание в
письменной форме,
выбирать наиболее
эффективные решения
поставленной задачи,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Умение осознанно
строить речевое
высказывание в
письменной форме;
умение выполнять
основные операции по
редактированию
текстовых документов
Умение оформлять
текст в соответствии с
заданными
требованиями.
Рефлексия способов и
условий действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности.
Умение
применятьтаблицы для
представления разного
Формулировать свои
затруднения;
формулировать
собственное мнение,
слушать собеседника;
Предвидеть возможности
получения конкретного
результата при решении
задач , вносить
необходимые дополнения и
изменения в план и способ
действия
Фронтальн
ый
опроспракт
ическая.работа
Общаться и
взаимодействовать с
партнерами по
совместной деятельности
Постановка цели и
планирование путей
достижения цели,
коррекция и оценка
работы.
Фронтальн
ый
опроспракт
ическая.работа
Придерживаться
морально-этических и
психологических
принципов общения и
сотрудничества
Предвидеть возможности
получения конкретного
результата при решении
задач, вносить
необходимые дополнения и
изменения в план и способ
действия
Фронтальн
ый
опроспракт
ическая.работа
Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
Преобразовывать
практическую задачу в
образовательную; контроль
Фронтальн
ый
опроспракт
работа №9
«Создаём
простые
таблицы»
Табличный
способ
решения
логических
задач.
Практическая
контрольная
работа по
теме
«Создание
текстовых
документов»
Наглядные
формы
представлени
я информации
От текста к
рисунку, от
рисунка к
схеме.
Комбинирова
нный
Уметь представлять
информацию в табличной
форме. Научиться решать
логические задачи
табличным способом
информационной среды,
знание моральных норм и
умение выделить
нравственный аспект
поведения
Нравственно-этическая
ориентация,чувство личной
ответственности за качество
окружающей
информационной среды
Урок – лекция
с элементами
беседы
Уметь выбирать способ
представления данных в
наглядной форме в
соответствии с
поставленной задачей.
Потребность в
самореализации, чувство
личной ответственности за
качество окружающей
информационной среды
18
Диаграммы.
Практическая
работа №10
«Строим
диаграммы».
Комбинирова
нный
Уметь структурировать
информацию, уметь
строить столбиковые и
круговые диаграммы
Чувство личной
ответственности за качество
окружающей
информационной среды.
Становление
смыслообразующей
функции познавательного
мотива
Формирование умений
формализации и
структурирования
информации Умение
выбирать форму
представления
информации,
соответствующую
решаемой задаче.
Умение выбирать
форму представления
информации,
соответствующую
решаемой задаче;
умение
визуализировать
числовые данные.
19
Компьютерна
я графика.
Графический
редактор
Paint.
Практическая
работа №11
«Изучаем
инструменты
графического
редактора».
Устройства
ввода
графической
информации.
Практическая
работа №12
«Работаем с
Комбинирова
нный
Уметь создавать несложные
изображения с помощью
графического
редактора.определять
инструменты графического
редактора для выполнения
базовых операций по
созданию изображений
Потребность в
самореализации. Чувство
личной ответственности за
качество окружающей
информационной среды.
Умение выбирать
форму представления
информации,
соответствующую
решаемой задаче
Организация и
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками,
соблюдение моральноэтических и
психологических
принципов общения и
сотрудничества
Комбинирова
нный
Уметь создавать и
редактировать
изображения, используя
операции с фрагментами;
иметь представления об
устройстве ввода
графической информации.
Формирование навыков
самооценки. Чувство
личной ответственности за
качество окружающей
информационной среды.
Умение выбирать
форму представления
информации,
соответствующую
решаемой задаче,
контролировать и
оценивать процесс и
Умение придерживаться
морально-этических и
психологических
принципов общения и
сотрудничества
16
17
20
простые таблицы.
рода однотипной
информации
сверстниками—
определение цели,
функций участников,
способов взаимодействия
и самоконтроль
ическая.работа
Анализ, сравнение,
классификация
объектов по
выделенным
признакам. Умение
использовать таблицы
для фиксации взаимно
однозначного
соответствия между
объектами;
Придерживаться
морально-этических и
психологических
принципов общения и
сотрудничества
Постановка цели и
планирование путей
достижения цели,
коррекция и оценка работы
Разноуровн
евая
практическ
ая
контрольна
я работа
Придерживаться
морально-этических и
психологических
принципов общения и
сотрудничества
Планирование и
осуществление
деятельности с целью
достижения желаемого
результата
Фронтальн
ый опрос
задания в
рабочих
тетрадях
Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
— определение цели,
функций участников,
способов взаимодействия.
Постановка учебной
задачи, - определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного
результата; контроль в
форме сличения действия и
его результата с заданным
эталоном
Планирование и
осуществление
деятельности с целью
достижения желаемого
результата, коррекция и
оценка работы
Фронтальн
ый
опроспракт
ическая.работа
Постановка учебной
задачи, планирование
путей достижения цели
Фронтальн
ый
опроспракт
ическая.работа
Разноуровневаяпракт
ичес-кая
контрольная работа
21
22
23
графическими
фрагментами»
Графический
редактор.
Практическая
работа №13
«Планируем
работу в
графическом
редакторе»
Разнообразие
задач
обработки
информации
Тест по теме
«Обработка
информации
средствами
текстового и
графического
редакторов»
Систематизац
ия
информации.
Практическая
работа №14
«Создаём
списки»
результат деятельности.
Комбинирова
нный
Уметь создавать сложные
изображения, состоящие из
графических примитивов
Чувство личной
ответственности за качество
окружающей
информационной среды.
Потребность в
самореализации
Комбинирова
нный
Иметь представление об
информационных задачах и
их разнообразии; знать о
двух типах обработки
информации, иметь
представление о
систематизации
информации
Нравственно-этическое
оценивание усваиваемого
содержания, исходя из
личных ценностей
Комбинирова
нный
Получить представление о
списках как способе
упорядочивания
информации; уметь
создавать нумерованные и
маркированные списки
Формирование навыков
безопасного и
целесообразного поведения
при работе с
компьютерными
программами в Интернете.
Представление о поиске
информации как
информационной задаче.
Получить представление о
кодировании как изменении
формы представления
информации
24
Поиск
информации.
Практическая
работа №15
«Ищем
информацию
в сети
интернет».
Комбинирова
нный
25
Кодирование
как изменение
формы
представления
информации.
Практическая
контрольная
работа
Комбинирова
нный
Умение выделять в
сложных графических
объектах простые;
умение планировать
работу по
конструированию
сложных объектов из
простых
Умение выделять
общее; представления о
подходах к
упорядочению
(систематизации)
информации
Формулировать свои
затруднения, ставить
вопросы, обращать за
помощью, слушать
собеседника
Чувство личной
ответственности за качество
окружающей
информационной среды,
знание моральных норм и
умение выделить
нравственный аспект
поведения
Первичные навыки анализа
и критической оценки
получаемой информации;
ответственное отношение к
информации с учетом
правовых и этических
аспектов еѐ использования
Представления о
подходах к сортировке
информации;
понимание ситуаций, в
которых целесообразно
использовать
нумерованные или
маркированные списки;
Умения поиска и
выделения
необходимой
информации ИКТкомпетентность: поиск
и организация хранения
информации
Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
— определение цели,
функций участников,
способов взаимодействия
Придерживаться
морально-этических и
психологических
принципов общения и
сотрудничества.
Планирование и
осуществление
деятельности с целью
достижения желаемого
результата
Фронтальн
ый
опроспракт
ическая.работа
Понимание роли
информационных
процессов в современном
Мире, готовность и
способность обучающихся
к саморазвитию
Умение
преобразовывать
информацию из
чувственной формы в
пространственнографическую или
знаковосимволическую; умение
перекодировать
информацию из одной
знаковой системы в
другую; умение
выбирать форму
представления
информации в
Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Умение формулировать
свои затруднения,
ставить вопросы,
обращать за помощью
Постановка цели и
планирование путей
достижения цели,
коррекция и оценка работы
Разноуровн
евая
практическ
ая
контрольная
работа«Стр
уктурирова
ние и
визуализац
ия
информации»
Придерживаться
морально-этических и
психологических
принципов общения и
сотрудничества
Определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного
результата; составление
плана и
последовательности
действий
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще
неизвестно
Фронтальн
ый
опроспракт
ическая.работа
Умение планировать и
осуществлять деятельность,
определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного результата
Фронтальн
ый
опроспракт
ическая.работа
Тест,
практич.
работа
Преобразован
ие
информации
по заданным
правилам.
Практическая
работа №16
«Выполняем
вычисления с
помощью
программы
калькулятор»
Преобразован
ие
информации
путём
рассуждений
Комбинированный
Научиться преобразовывать
информацию по заданным
правилам; вычислять с
помощью приложения
Калькулятор
Понимание роли
информационных
процессов в современном
мире.готовность и
способность обучающихся
к саморазвитию
Урок – лекция
с элементами
беседы
Научиться преобразовывать
информацию путем
рассуждений
28
Разработка
плана
действий и
его запись
Урок –
ознакомления
с новым
материалом
Представление об
обработке информации
путѐм разработки плана
действий
Понимание роли
информационных
процессов в современном
мире , готовность и
способность обучающихся
к саморазвитию
Способность обучающихся
к саморазвитию, понимание
роли информационных
процессов в современном
мире
29
Запись плана
действий в
табличной
форме
Комбинирова
нный
Представление об
обработке информации
путѐм разработки плана
действий;
Понимание роли
информационных
процессов в современном
мире
30
Создание
движущихся
изображений.
Комбинирова
нный
Представление об
анимации, как о
последовательности
событий,
разворачивающихся по
определѐнному плану
Знание моральных норм и
умение выделить
нравственный аспект
поведения
31
Анимация.
Практическая
работа №17
«Создаём
анимацию».
Комбинирова
нный
Получить навыки работы с
редактором презентаций,
умениенастройки анимации
32
Создаём
Урок
Знать основные понятия,
26
27
зависимости от стоящей
задачи
Умение анализировать
и делать выводы; ИКТкомпетентность;
умение использовать
приложение
Калькулятор для
решения
вычислительных задач;.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями
коммуникации
Постановка цели и
планирование путей
достижения цели,
коррекция и оценка работы
Фронтальн
ый
опроспракт
ическая.работа
Умение анализировать
и делать выводы
Организовывать и
планировать
сотрудничество с
учителем и сверстниками
Выделять альтернативные
способы достижения цели и
выбирать наиболее
эффективный способ
Фронтальн
ый
опроспракт
ическая.работа
Умение определять
способы действий в
рамках предложенных
условий; контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности
Умение определять
способы действий в
рамках предложенных
условий; выбор
наиболее эффективных
способов решения задач
в зависимости от
конкретных условий
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями
коммуникации
Интерес к изучению
информатики, понимание
роли информационных
процессов в современном
мире
Умение определять
способы действий в
рамках предложенных
условий, ; контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности
Структурирование
знаний , навыки
планирования
последовательности
действий
Умение слушать и
вступать в диалог;
участвовать в
коллективном
обсуждении проблем;
интегрироваться в группу
сверстников и строить
Продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстниками и
взрослыми
Умение планировать пути
достижения целей;
соотносить свои действия с
планируемыми
результатами;
осуществлять контроль
своей деятельности.
Умение планировать пути
достижения целей;
соотносить свои действия с
планируемыми
результатами;
осуществлять контроль
своей
деятельности,.оценивать
правильность выполнения
поставленной задачи
Планирование и
осуществление
деятельности с целью
достижения желаемого
результата, корректировка
и оценка деятельности
Интерес к изучению
Умение
Планирование учебного
Умение слушать и
вступать в диалог;
участвовать в
коллективном
обсуждении проблем
Умение планировать пути
достижения целей;
соотносить свои действия с
планируемыми
результатами;
осуществлять контроль
своей деятельности.
Выделение и осознание
Фронтальный опрос.
Практичес
кая работа
Итоговыйм
слайдшоу(выполне
ние и защита
итогового
проекта)
контроля
умений
изученные на уроках
информатики в 5 классе.
информатики, понимание
роли информационных
процессов в современном
мире
структурировать
знания; умения поиска
и выделения
необходимой
информации
33
Итоговая
контрольная
работа
Урок
контроля
знаний и
умений
Знать основные понятия,
изученные на уроках
информатики в 5 классе
Смыслообразование уметь
находить ответ на вопрос
«какое значение, смысл
имеет для меня учение»,
Умение
структурировать
знания, контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности
34
Повторение
«Информация
вокруг нас»
Урок повторение
сотрудничества с
учителем и сверстниками
– определение целей,
функций участников,
способов
взаимодействия;разрешен
ие конфликтов
Умение слушать и
вступать в диалог;
участвовать в
коллективном
обсуждении
учащимся того, что уже
усвоено и что еще
подлежит усвоению,
оценивание качества и
уровня усвоения;
ини-проект
Оценивание качества и
уровня усвоения
пройденного материала
Тест
Тематическое планирование курса «Информатика» в 6 классе
№
Наименование раздела, главы, темы – количество часов
Тема урока
1
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и
организация рабочего места. Объекты окружающего мира
2
Объекты операционной системы.
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами
операционной системы»
Файлы и папки. Размер файла.
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой
системы»
Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения между множествами.
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического
редактора – инструмента создания графических объектов» (задания
1–3)
Отношение «входит в состав».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического
редактора – инструмента создания графических объектов» (задания
5–6)
Разновидности объекта и их классификация.
3
4
5
6
7
8
9
10
Классификация компьютерных объектов.
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового
процессора – инструмента создания текстовых объектов»
Системы объектов. Состав и структура системы
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими
возможностями текстового процессора» (задания 1–3)
Система и окружающая среда. Система как черный ящик.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими
возможностями текстового процессора» (задания 4–5)
Персональный компьютер как система.
Практическая работа №5 «Знакомимся с
возможностями текстового процессора» (задание 6)
Формирование УУД
Виды учебноисследовательских
заданий
Личностные:
навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.
понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.
понимание необходимости использования системного подхода в жизни.
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными
смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества
Регулятивные:
умение анализировать объекты окружающей действительности,
осуществлять пошаговый и итоговый контроль
ставить учебные цели
планировать свои действия
оценивать свои выполненные задания
Познавательные:
умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику;
ИКТ-компетентность
Коммуникативные:
- умение слушать учителя
- постановка вопросов
формирование вербальных способов коммуникации
формирование умения отвечать на поставленный вопрос
давать самооценку
ФО
ФО
ПР
ФО
ПР
ИЗ
ПР
ИЗ
ПР
ПР
КР
ПР
ПР
ПР
ИЗ
Написание сообщения
графическими
11
Способы познания окружающего мира.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
12
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические
объекты» (задание 1)
Формы
контроля
Личностные
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными
смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества
ПР
КР
ПР
ФО
РП
ПР
13
Определение понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические
объекты» (задания 2, 3)
14
Информационное моделирование как метод познания.
Практическая работа №8 «Создаём графические модели»
15
Знаковые информационные модели. Словесные (научные,
художественные) описания.
Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»
Математические модели.
Многоуровневые списки.
Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»
16
17
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
18
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.
Вычислительные таблицы.
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в
текстовом процессоре»
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов
изменения величин и их соотношений.
Практическая работа №12 «Создаём информационные модели –
диаграммы и графики» (задания 1–4)
Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение
мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»
Многообразие схем и сферы их применения.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели –
схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)
19
20
21
22
Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели –
схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)
регулятивные
определять способы действий
умение планировать свою учебную деятельность
познавательные
делать выводы на основе полученной информации
умение структурировать знания
владение первичными навыками анализа и критической оценки информации
владение основными логическими операциями
коммуникативные
умение воспринимать информацию на слух
умение слушать учителя
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
речи.
Личностные
Основы информационного мировоззрения
понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.
регулятивные
планировать свои действия
определять способы действий
ставить учебные цели
познавательные
умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач
ИКТ-компетентность
умение структурировать знания
владение знаково-символическими действиями
умение смыслового чтения
определение основной и второстепенной информации.
коммуникативные
умение воспринимать информацию на слух
умение слушать учителя
умения выражать свои мысли
ПР
КР
Учебный проект
ПР
ФО
ИЗ
ПР
Учебный проект
ИЗ
ПР
РП
ИЗ
ПР
РП
ПР
ФО
ПР
ГР
ПР
РП
ФО
КР
ПР
23
24
25
26
Что такое алгоритм.
Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»
Исполнители вокруг нас.
Работа в среде исполнителя Кузнечик
Формы записи алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Водолей
Линейные алгоритмы.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
32
Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»
Исполнитель
Чертежник.
Пример
алгоритма
управления
Чертежником.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»
33
Выполнение итогового проекта «Моя будущая профессия»
34
Выполнение и защита итогового проекта «Моя будущая профессия»
27
28
29
30
31
Личностные
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их
результаты; готовность к осуществлению индивидуальной информационной деятельности
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе
обучения другим предметам и в жизни
готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной
деятельности
регулятивные
определять способы действий
планировать свои действия
познавательные
делать выводы на основе полученной информации
умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач
коммуникативные
умение воспринимать информацию на слух, работа в группах
планирование сотрудничества со сверстниками
ГР
ПР
ПР
РП
ПР
ИЗ
ПР
ИЗ
Учебный проект
ПР
ИЗ
ПР
ИЗ
ПР
ИЗ
ПР
ИЗ
ПР
РП
Соц проект
ПР
РП
ПР
РП
Источники информации:
1. http://infourok.ru/material.html?mid=110276
2. http://easyen.ru/load/informatika/5_klass/rabochaja_programma_po_informatike_5_klassa/114-1-020461
3. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/