МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации Косинского муниципального округа МБОУ "Косинская СОШ" СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по учебной работе Директор ________________________ Караваева Н.Н. Приказ №225-ОД от «29» Модина Е.А. августа 2023 г. ________________________ Рабочая программа курса «Мой выбор» 8 классы Составитель: Шлякова Наталья Владимировна педагог-психолог 2023год Пояснительная записка к программе курса «Мой выбор!». В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальнопрофессиональному самоопределению. Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы лекционнодиагностические и практические формы занятий. В них входит профессиональная диагностика, ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы проектной деятельности, контрольные задания.Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля). Программа учебного курса Цель - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере. Задачи курса: -формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; -знакомить со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии. В процессе изучения программы учащиеся должны: иметь представление об особенностях личности человека, свойствах его нервной системы, о познавательных процессах и способах их развития, о способностях человека, его мотивационной составляющей в личностном развитии, о классификации мире профессий и современном рынке труда; знать круг вопросов, касающихся своих личностных возможностей в плане индивидуального развития и профессионального выбора; уметь использовать знания, полученные в ходе изучения курса для своего личностного развития учащихся и будущего профессионального потенциала. Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы: лекционный метод передачи знаний, психодиагностические процедуры для исследования личностных особенностей, методы творческого самовыражения в рисунках, письменных работах, методы социальнопсихологического тренинга, психологические игры, методы психологической саморегуляции. Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса – зачетная система, т.к. специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Критерии оценивания в рамках зачетной системы: - точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики; - полнота ответов; - умение аргументировать свою точку зрения во время ответов и дискуссии; - овладение навыками рефлексии, самоанализа; - активная позиция во время занятий. Итоговая работа учеников по данному курсу - письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы. Программа рассчитана на 34 часа в год с периодичностью встреч – 1 раз в неделю. Формы урока Количеств о часов № Тема Лекцион- Практи но ческое диагности занятие ческое (П) занятие (Л) Что я знаю о своих возможностях (9 часов) 1 Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самооценка и уровень притязаний. 2 2 Темперамент и профессия. Определение темперамента 1 3 Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. 1 4 Стресс и тревожность. 1 1 5 Определение типа мышления 1 1 6 Внимание и память 1 1 7 Уровень внутренней свободы 1 1 8 Обобщающий урок по теме возможностях» 1 1 1 2 1 1 «Что я знаю о своих Что я знаю о профессиях ( 8 часов). 1 Классификация профессий. Признаки профессий. 1 2 Определение типа будущей профессии 1 3 Профессия, специальность, должность. Формула профессии. 1 4 Интересы и склонности в выборе профессии. 1 1 1 1 5 Определение профессионального типа личности. 1 6 Профессионально важные качества 1 7 Профессия и здоровье 1 8 Обобщающий урок по теме «Что я о профессиях» 1 1 1 1 1 Способности и профессиональная пригодность. (8 часов) 1 Способности общие и специальные. практическим видам деятельности. Способности 2 Способности к интеллектуальным видам деятельности к 1 1 1 1 1 3 Способности к профессиям социального типа 1 4 Способности к офисным видам деятельности 1 5 Способности к предпринимательской деятельности 1 6 Артистические способности 1 1 7 Уровни профессиональной пригодности 1 1 8 Обобщающий урок по теме профессиональная пригодность» «Способности 1 1 и 1 1 Планирование профессиональной карьеры ( 9часов). 1 Мотивы и потребности 1 2 Ошибки в выборе профессии 1 1 3 Современный рынок труда 1 1 4 Пути получения профессии 1 5 Навыки самопрезентации 1 1 1 1 6 Стратегия выбора профессии 7 Обобщающий урок по профессиональной карьеры» 8 Защита проекта «Моя будущая профессия» Итого 1 теме 1 «Планирование 1 1 2 34 2 19 15 Содержание 1 блок: Что я знаю о своих возможностях (9 часов): Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Успех. Уровень притязаний. Темперамент и свойства нервной системы. Темперамент и выбор профессии. Чувства и эмоции. Три основных типа агрессивного поведения. Виды стресса. Черты характера, провоцирующие конфликт. Черты характера, препятствующие конфликту. Основные черты, присущие мышлению талантливых людей. Типы мышления. Как развивать мышление. Внимание. Свойства внимания. Память, её виды. Как тренировать память. Уровень внутренней свободы. Психологические особенности людей. Психологический кроссворд. 2 блок: Что я знаю о профессиях ( 8 часов): Классификации профессий. Признаки профессии. Классификация профессий Е. А. Климова. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Цели труда, предмет труда, средства труда, условия труда. Интересы и склонности в выборе профессии. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье. 3 блок: Способности и профессиональная пригодность. (8 часов): Способности общие и специальные. Способности человека к разным видам деятельности. Уровни профессиональной пригодности. Профессиональная непригодность к конкретной профессии. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий. 4 блок: Планирование профессиональной карьеры ( 9часов): Мотивы и потребности. Мотивы трудовой деятельности человека. Мотивация. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Трудовое соглашение. Заработная плата. Рыночное равновесие. Пути получения профессии. «Матрица профессионального выбора». Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Цели при планировании профессиональной карьеры. Защита проекта «Моя будущая профессия». Условия реализации курса Требования к минимально – техническому обеспечению. Для реализации программы необходим учебный кабинет. Оборудование кабинета: - рабочие места по количеству обучающихся; - рабочее место учителя; - учебная доска для записей. - проектор для просмотра видеофрагментов Общие требования к реализации учебного процесса. Курс рассчитан наобучающихся8-х классов, проводится один раз в неделю по одному часу. Всего часов 34, в течение которых проводятся занятия практикоориентированные, тренинговые занятия, психологическое тестирование, письменные работы, а так же двигательные упражнения с тренинговой основой. Индивидуальная консультация предполагается во внеурочное время. Контроль и оценка освоения программой. Контроль осуществляется в виде предложения различных практических заданий, взаимодополняющих друг друга, вопросов на понимание темы, понятий, выяснение представлений. Оценка освоения программы предполагается в виде практической работы: написание мини-сочинения в рамках подготовки к конференции на тему «Мой выбор!». Как критерии освоения программы используются: сопоставление результатов диагностики своих индивидуальнопсихологических особенностей и выбора профессии или профессионального направления; планирование получения образования с учетом требований рынка труда; альтернативные варианты получения образования. По итогам курса для обучающихся и их родителей подготавливается информация об индивидуально-психологических особенностях и рекомендациях по выбору профессионального направления. Список использованных источников и литературы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Баева М.Н. «Планирование жизненного пути и карьеры: сценарий семинара-тренинга». Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие/Под науч.ред.проф.Л.И.Вассермана – СПб.: Речь, 2010. – 192с. Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2003. – 655с. Даниличева Н.А., Балакирева Л. А. Психология профессионального успеха С-Пб,ООО«СЛП» -144 с. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов/ НИ Калугин, АД. Сазонов, В.Д. Симоненко. - М: Просвещение, 1983. - 191 с. Пряжников НС. «Профессиональное и личностное самоопределение» Москва-Воронеж, 1996 г. Пряжников НС. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 4. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -64с. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/авт.-сост.Е.Д.Шваб. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 167с. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. - М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. -400 с: ил. Резапкина Г.Н. «Выбор профессии» // «Школьный психолог» №13, 2006 Савенков С.В. «Профориентация в школе: тренинги», 2008 Семочкина Е.Н «Профессиональное самоопределение» (9-11 классы) Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. «Азбука профориентации». С-Пб., 1995 г. Филлимонова О. Модификация карты интересов //«Школьный психолог»№ 2,2007 Шеховцова Л.Ф., Тютюник Е.И. Рабочая книга профориентатора и профконсультанта Психограммы 269 профессий. Методическое пособие С-Пб, 1997 http://metodkabi.net.ru/Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»